Волонтерский центр Cardis

ВОЛОНТЁРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В УО «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

История волонтёрства тесно связана с историей развития человечества. Ведь во все времена находились люди, желающие бескорыстно помочь своему ближнему, переложить часть его проблем на свои плечи, находя в этом своеобразный способ самореализации и самосовершенствования.

Само же понятие «волонтёрство» в Беларуси обозначало добровольное поступление на воинскую службу. К девятнадцатому веку военное значение данного слова утратилось, ассоциируя теперь с понятиями милосердия, альтруизма, помощи. В советский период «буржуазное» слово волонтёр было заменено на доброволец, а функции волонтёров стали выполнять тимуровцы, пионеры, представители таких добровольных общественных обществ, как охраны природы, памятников…

В 21 веке волонтёрское движение в Беларуси приобрело достаточно большую популярность. Сотни и даже тысячи людей разного возраста тратят своё личное время на помощь другим. Какие же мотивы движут этими людьми, ведь, как известно, волонтёрский труд не оплачивается? Рассмотрим этот вопрос глубже.

Общественное мнение, как, впрочем, и научные исследования, выделяют два основных взгляда на мотивацию волонтёров. Это альтруистическая, создающая образ волонтёра как человека высоких гуманистических принципов, бескорыстно помогающего всем нуждающимся; и компенсаторная, трактующая волонтёра как человека, решающего в ходе деятельности свои личные вопросы.

Следует отметить, что обе точки зрения имеют право на жизнь. Ведь волонтёры, оказывая кому-либо бескорыстную помощь, параллельно  приобретают опыт, определённые специальные навыки и знания, учатся устанавливать контакты с другими людьми. Волонтёрское движение – это ещё и возможность заявить о себе, раскрыть свои таланты и стремления.

Волонтёрское движение в УО «Гродненский государственный медицинский университет» имеет давние корни и начиналось с деятельности отряда «Пси-фактор» на медико-психологическом факультете. Однако раньше это были единичные акции, связанные с теми или иными датами, обращениями людей за помощью или возникшими обстоятельствами. Реально движение оформилось в единый клуб «Cardis» с конкретными целями и задачами на протяжении последних пяти лет. Сегодня членами нашего клуба считают себя более 100 юношей и девушек, готовых в любое время добровольно пожертвовать свободным временем ради помощи другим.

Основными мотивами, движущими этими молодыми людьми в их, безусловно, нужном и полезном деле, можно назвать следующие: мотив личностного роста; расширения социальных контактов; улучшение самооценки; осознание пользы для общественного благополучия.

В ходе проведённого среди студентов университета анкетирования определились несколько мотивационных групп студентов-волонтёров.

К первой группе (а это порядка 40% опрошенных) относятся студенты, основными мотивами деятельности которых является стремление помогать людям, желание изменить мир к лучшему, осознавать собственную необходимость обществу. Не исключая при этом приобретение в ходе волонтёрской деятельности навыком общения с людьми, раскрытие каких-то новых своих способностей. Данная категория студентов с большим удовольствием участвует в ежегодных субботниках в доме-интернате психоневрологического профиля в д. Мурованка, сборе подарков для детей из проблемных семей и воспитанников детских домов-интернатов к началу учебного года, новогодним праздникам. Тесно сотрудничая с Гродненским благотворительным обществом, студенты смогли организовать подарки для более двухсот детей.

Студентами успешно реализуются социальные проекты «Свет детям» (работа с воспитанниками Центра реабилитации детей-инвалидов), «Доброе сердце» (сотрудничество с детским домом смешанного типа). Волонтёры тесно общаются с детьми, в ходе различных ролевых игр помогают детям избавиться от различных психологических комплексов, в определённой мере помогают решать бытовые проблемы.

Самую большую мотивационную группу (54%) составляют студенты, которые помимо альтруистических идей видят в волонтёрстве возможность своего профессионального роста, приобретение новых знаний и умений, а также способ практической реализации уже имеющихся знаний. Так, студенты 5-6 курсов МПФ, посещая Мурованский дом-интернат, работают  непосредственно с самими больными психоневрологического профиля, проводя диагностику проживающих, собирая анамнез, проводя иные медицинские манипуляции. А студенты 2-4 курсов реализовывают приобретённые навыки в статусе санитаров и медицинских сестёр.

Проект «Плечо друга» направлен на работу с детьми надомной формы обучения. Данная категория школьников имеет определённые заболевания, не позволяющие им заниматься в школьном детском коллективе. В силу чего дети оказываются в изоляции от сверстником, замыкая своё общение на семье (порой не всегда благополучной). Посещая этих ребят, студенты-волонтёры проводят с ними психологические тренинги, игры, позволяющие детям раскрепоститься, избавиться от имеющихся комплексов, дают возможность просто пообщаться с новыми людьми.

В ходе реализации проекта «Социально-психологическое сопровождение ветеранов Великой Отечественной войны» студенты проводили индивидуальные и групповые мероприятия с целью содействия психологическому совладанию с возникшими заболеваниями и нарушениями каких-либо функций организма. Также активно занимались формированием вокруг человека такой обстановки, которая соответствовала бы структуре его практических, когнитивных и социальных навыков.

Порядка шести процентов опрошенных волонтёров определяющими моментами в своей деятельности назвали возможность интересно провести свободное время, повысить свой социальный статус, обрести определённую известность на факультете и в вузе.

Тем не менее, все группы студентов-волонтёров, не смотря на различные мотивационные подходы, добросовестно выполняют взятые на себя функции, проявляя при этом творческий подход и искренне стремление помочь людям.

При всех положительных моментах волонтёрства, необходимо обратить внимание и на определённые психологические барьеры, возникающие во время деятельности волонтёров и приводящие к определённому отсеву участников. Так, скептическое отношение некоторых знакомых к данному виду деятельности (пустая трата времени; должны заниматься специалисты; это функция государства…) порой заставляет молодых людей отказаться от работы в качестве волонтёра. Достаточно болезненно переносят отдельные личности неизбежные неудачи и ошибки, приводящие к неуверенности в себе.

Задача руководителей волонтёрского движения, его ветеранов тщательнее готовить молодых людей к такой работе, проводить психологические тренинги, подробно знакомить со спецификой будущей деятельности.

В целом, волонтёрство в большинстве своём положительно оценивают как сами студенты, так и люди, нуждающиеся в их помощи. Данная форма студенческой деятельности весьма и весьма востребована в обществе, что подтверждают многочисленные благодарности и грамоты, полученные студентами от различных благотворительных организации и конкретных людей. А это свидетельствует, что волонтёрское движение будет только шириться, привлекая в свои ряды новых участников.

Руководитель волонтёрского Центра «Кардис»

Воронец Виктор Иванович