Специализированные модули

Описания специализированных модулей по выбору студентов

 

1.

Название специализированного  модуля по выбору студента

Основы права

2.

Специальность

 

I-79 01 01 Лечебное дело

I-79 01 02 Педиатрия

I-79 01 04 Медико-диагностическое дело

3.

Курс обучения

 

4.

Семестр обучения

5.

Количество кредитов

6.

Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя

К.и.н., доцент Королёнок Людмила Григорьевна, Степанова Елена Францевна

7.

Цели специализированного  модуля по выбору  студента

Формирование у студентов общего представления о системе белорусского права и механизмах его функционирования,  – получение знаний об основных отраслях права, источниках права, структурах правовых норм,  – изучение Конституции. 

  • выработка позитивного отношения к праву, осознания  необходимости соблюдения правовых норм.
  • формирование у студентов правомерного поведения и  правовой культуры.

8.

Пререквизиты

Политология

9.

Содержание  специализированного  модуля по выбору  студента

Дисциплина «Основы права» знакомит студентов с  основными аспектами правового регулирования  общественных отношений. В рамках курса дается  представление о государственном устройстве Республики  Беларусь, особенностях организации государственной  власти, роли белорусского государства и права в  государственном управлении. В контексте курса изучаются  такие отрасли права как  «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право», «Трудовое право», «Семейное право», «Уголовное право».  Курс включает изучение правового статуса медицинских  работников и пациентов при оказании медицинской помощи.

10.

Рекомендуемая  литература

  1. Общая теория права: учебное пособие /  С.Г. Дробязко, В.С. Козлов, Мн.: «Амолфея», 2011
  2. Основы права. Учебник под. Ред. Г.Б. Шишко / Мн., «Амолфея», 2006
  3. Основы права. Экспресс-курс под. Ред. А.В. Щукина, Мн.: «Современная школа», 2008
  4. Основы права. С.Ф.Сокол. Минск, «БИП-С Плюс», 2007.

11.

Методы преподавания

Проблемный, сравнительно-правовой, эвристический

12.

Язык преподавания

Русский

 

1.

Название специализированного  модуля по выбору студента

Права человека

2.

Специальность

 

I-79 01 01 Лечебное дело

I-79 01 05 Медико-психологическое дело

I-79 01 04 Медико-диагностическое дело

3.

Курс обучения

 

4.

Семестр обучения

5.

Количество кредитов

6.

Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя

К.и.н., доцент Сильванович Станислав Алёйзович; Степанова Елена Францевна.

7.

Цели 

специализированного  модуля по выбору  студента

Формирование гуманистического мировоззрения,  приобщение молодежи к идеалам свободы, развитие чувства самоуважения, гражданской  ответственности, глубокого понимания как своих прав и обязанностей, так и  неотъемлемых прав и интересов других людей.

8.

Пререквизиты

Политология

9.

Содержание  специализированного  модуля по выбору  студента

Теория прав человека: предмет, метод и функции.  Философия прав человека.  Идейные истоки современной  концепции прав человека.  Диалектика прав человека и  социальных общностей.  Типология и виды прав и свобод  человека. Формирование гражданского общества.  Международная защита прав человека.  Права человека и  социальных общностей.  Культура прав человека и роль  образования в ее формировании.

10.

Рекомендуемая  литература

  1. Божанов, В.А. Права человека: курс лекций/В.А Божанов. – Минск: Дикта, 2008
  2. Василевич, Г.А.  Конституция и некоторые аспекты  защиты прав и свобод граждан / Г.А. Василевич. – Минск: Знание, 1999
  3. Даниленко,     Г.М.    Международная  защита  прав человека  вводный курс: учеб. пособие / Г.М. Даниленко. – М.: Юрист, 2000. – 256 с.

11.

Методы преподавания

Проблемный, наглядный, диалогово-эвристический

12.

Язык преподавания

Русский

 

1.

Назва спецыялізаванага  модуля па выбары студэнта

Эканамічная гісторыя Беларусі

2.

Спецыяльнасць

I-79 01 05 Медыка-псіхалагічная справа

I-79 01 06 Сястрынская справа

3.

Курс навучання

 

4.

Семестр навучання

5.

Працамкасць у заліковых адзінках

2

6.

Ступень, званне, прозвішча,  імя, імя па бацьку выкладчыка

К.г.н., дацэнт Стасевіч Мікалай Пятровіч, 

Марчанка Зоя Мiкалаеўна

7.

Мэты спецыялізаванага  модуля па выбары студэнта

Рознабаковае вывучэнне і  засваенне студэнтамі  гістарычнага вопыту эканамічнай дзейнасці, асноўных  этапаў развіцця народнай гаспадаркі Беларусі,  сацыяльна-эканамічных працэсаў, тэндэнцый і  перспектыў эканамічнага развіцця  беларускага  грамадства.

8.

Перарэквізіты (абавязковая  дысцыпліна інтэграванага  модуля)

Эканамічная тэорыя

9.

Змест спецыялізаванага  модуля па выбары студэнта

Гаспадарчая дзейнасць людзей на беларускіх землях у  часы першабытнага грамадства (100 тыс. г. да н.э. – VІ ст.  н.э.). Станаўленне і развіцц феадальнай гаспадаркі на  беларускіх землях у VI – першай палове XVII ст.  Эканамічнае становішча Беларусі ў часы познягафеадалізму (другая палова ХVІІ – першая палова ХІХ ст.)  Станаўленне і развіцц капіталістычнай эканомікіБеларусі ў другой палове ХІХ ст. Эканамічнае развіцц  Беларусі ў пачатку ХХ ст. (1900 – 1917). Эканоміка  беларусі пасля кастрычніцкай рэвалюцыі і ў гады першых  пяцігодак (1917- 1941 гг.). Эканоміка заходняй беларусі ў  складзе польскай дзяржавы (1921 – 1939). Эканоміка  беларусі ў 40-я – 80-я гг .  ХХ ст. Эканамічнае развіцце  Рэспублікі Беларусь у 1991-2012 гг.

10.

Рэкамендуемая літаратура

  1. Вощанова, Г.П. Экономическая история : учебное  пособие для вузов по напр. "Экономика" и экон. спец. / Г. П. Вощанова, Г. С. Годзина. –М.: ИНФРА-М, 2007. – 254 
  2. Галубовіч, В.І. Эканамічны стан, побыт і гандаль  Старажытнай Беларусі (ІХ – ХІІІ стст.) /В.І. Галубовіч. – Мн.: ВП ―Экаперспектыва, 1997. – 210 с. 
  3. Эканамічная гісторыя Беларусі: вучэбны дапаможнік /  [В.І. Галубовіч і інш.:    пад рэд. В.І. Галубовіча].  – 2-е  выд. – Мінск: Экаперсспектыва, 1996. – 430 с.

11.

Метады выкладання

Праблемны, аналіза канкрэтных сітуацый (кейс-метад),  эўрыстычны, часткова-пошукавы

12.

Мова навучання

Беларуская, руская

 

1.

Название специализированного  модуля по выбору студента

Экономика государственного сектора

2.

Специальность

I-79 01 01 Лечебное дело

I-79 01 02 Педиатрия

I-79 01 04 Медико-диагностическое дело

3.

Курс обучения

2

4.

Семестр обучения

4

5.

Количество кредитов

2

6.

Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя

Рындова Ольга Николаевна

7.

Цели 

специализированного  модуля по выбору  студента

Формирование у студентов научных представлений о принципах и особенностях организации государственного сектора экономики, обучение основам планирования, финансирования, распределения и использования экономических ресурсов в государственном секторе экономики.

8.

Пререквизиты

Экономическая теория

9.

Содержание  специализированного  модуля по выбору  студента

Экономика государственного сектора как наука и учебная дисциплина. Роль государства в рыночной экономике. Распределение, эффективность и государственное благосостояние. Финансы государственного сектора. Финансовая система государства. Бюджетное устройство и бюджетная система. Теория и практика доходов государственного сектора и налогообложения.

Фискальная (налоговая) система. Монетарная (денежнокредитная) система. Теория и практика расходов государственного сектора. Социальная помощь. Государственное страхование. Финансирование и производство товаров и услуг в государственном секторе.

Эффективность государственных расходов.

10.

Рекомендуемая  литература

  1. Лемешевский, И.М. Национальная экономика Беларуси: основы стратегии развития. – Минск: «ФУА информ», 2012 – 560 с.
  2. Экономическая теория: учебник/ под ред. Н.Н. Базылева.
  3. Национальная экономика Беларуси: учебник / В.Н. Шимов и др.; под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ,2012.- 651 с.
  4. Экономическая теория: учебное пособие / А.В. Бондарь и др.; под общ. ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011.-479 с.
  5. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика: учебник / Л.И.Якобсон. – М., 2000. – 366 с. 

11.

Методы преподавания

Проблемный, наглядный, диалогово-эвристический

12.

Язык преподавания

Русский

 

1.

Название специализированного  модуля по выбору студента

Социология здоровья

2.

Специальность

79 01 01 Лечебное дело

79 01 02 Педиатрия

79 01 04 Медико-диагностическое дело

3.

Курс обучения

2

4.

Семестр обучения

4

5.

Количество кредитов

2

6.

Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя

к.и.н., доцент Гресь Сергей Михайлович

7.

Цели 

специализированного  модуля по выбору  студента

Овладеть знаниями о роли и месте системы охраны здоровья в жизни общества, а также принципами укрепления, сохранения и поддержания здоровья и работоспособности, профилактики заболеваемости, влиянии здорового образа жизни на  продолжительность и качество жизни на уровне всей популяции и каждого отдельного человека. 

8.

Пререквизиты

Экономика

9.

Содержание  специализированного  модуля по выбору  студента

В процессе обучения студенты знакомятся с актуальными проблемами социологии здоровья и болезни, задачами медицинской социологии как науки, анализируют этапы ее развития; осмысливают значение дисциплины для лучшего понимания состояния собственного здоровья и представления вопросов социальной эпидемиологии применительно к социальной группе, этносу, общности, обществу. 

Студенты пополняют знания о здоровье человека, гигиенической культуре тела, о взаимосвязи болезней с развитием цивилизации, учатся отыскивать социальные причины заболеваний, знакомятся с достижениями современной отечественной и зарубежной социальной гигиены, эпидемиологии, успехами практики врачевания. 

Студенты также овладевают умениями использовать социологические методы для исследования взаимодействий в системе "врач-пациент", получают стимул поддерживать личностную позитивно-активную жизнедеятельность, приобретая навыки укрепления своего здоровья.

10.

Рекомендуемая  литература

  1. Давиденко Д.Н., Щедрин Ю.Н., Щеголев В.А. Здоровье и образ жизни студентов / Под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко: учебное пособие. СПб.: СПбГУИТМО,2005. 124 с.
  2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник для студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
  3. Решетников А.В. Социология медицины (введение в научную дисциплину): руководство. М.: Медицина, 2002.
  4. Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины: учебное пособие для вузов. М.: Гэотар-Медиа, 2008.
  5. Физическая культура студента: учебник / под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000.
  6. Щепин О.П., Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

11.

Методы преподавания

Проблемный, наглядный, диалогово-эвристический

12.

Язык преподавания

Русский

 

1.

Название специализированного  модуля по выбору студента

Биомедицинская этика

2.

Специальность

I-79 01 04 Медико-диагностическое дело

I-79 01 01 Лечебное дело

I-79 01 02 Педиатрия

3.

Курс обучения

2

4.

Семестр обучения

4

5.

Количество кредитов

2

6.

Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя

К.и.н., профессор Лукьянова Лидия Ивановна,

к.и.н. Чернякевич Ирина Софроновна,

7.

Цели 

специализированного  модуля по выбору  студента

Формирование у будущих специалистов-медиков осознанного благоговейного отношения ко всему Живому, нравственно-осознанного деятельностного отношения к жизни, здоровью, болезни, смерти Человека, а также механизмов сравнения в профессиональной деятельности медика высших моральных ценностей; ознакомление  с нравственными сторонами современных технологий медицины и формирование готовности руководствоваться принципами и нормами биомедицинской этики в своей практической деятельности.

8.

Пререквизиты

Экономическая теория

9.

Содержание  специализированного  модуля по выбору  студента

  • в процессе изучения учебной дисциплины «Биомедицинская этика» студенты получают базовые знания о сущности и основных проблемах биомедицинской этики;
  • осмысливают специфику предмета, основных понятий и категорий биомедицинской этики, место биомедицинской этики в системе гуманитарного и естественнонаучного знания;
  • анализируют нравственные аспекты актуальных проблем современной медицины, связанных с применением современных биотехнологий (генной инженерии, клонирования, трансплантации, нейролингвистического программирования и др.);
  • рассматривают и анализируют традиционные и современные нормы

10.

Рекомендуемая  литература

  1. Биомедицинская этика. Учебное пособие/Т.В.Мишаткина,       Э.А.     Фонотова, С.Д.Денисов, Я.С.Яскевич и др; под общ. редакцией Т.В.Мишаткина, Э.А. Фонотова, С.Д.Денисов, Я.С.Яскевич. – Минск, 2003. – 320 с.
  2. Яскевич, Я.С. Основы биоэтики / [Я.С.Яскевич и др.]. – под  редакцией Я.С.Яскевич, С.Д.Денисов,– Минск, 2009. – 350 с.
  3. Зеленкова, И.Л.Этика: учебное пособие     /И.Л.Зеленкова. – 2-е изд. – Мн. – 2004. – 350 с. 
  4. Яровинский, М.Я. Медицинская этика (биоэтика). – Минск, 2006.
  5. Биомедицинская этика. Под общ. редакциейВ.И.Покровского, Ю.М.Лопухина. – М, 2002.
  6. Компбелл, А., Джиллет, Г., Джонс, Т. Медицинская этика / А. Компбелл, Г. Джиллет, Т. Джонс. – М, 2004.
  7. Сгречча, Э. Тамбоне, В. Биоэтика.Учебное пособие / Э. Сгречча, В. Тамбоне . – М, 2002.

11.

Методы преподавания

Проблемный, наглядный, диалогово-эвристический

12.

Язык преподавания

Русский

 

1.

Название специализированного  модуля по выбору студента

Культурология

2.

Специальность

I-79 01 05 Медико-психологическое дело

3.

Курс обучения

2

4.

Семестр обучения

4

5.

Количество кредитов

2

6.

Степень, звание, фамилия, имя, отчество преподавателя

Севенко Юлия Станиславовна

7.

Цели  специализированного  модуля по выбору  студента

Формирование представления о предмете и основных  проблемах культурологического знания; способствовать  подготовке студенческой молодёжи к осмыслению современного мира как совокупности достижений человеческого сообщества; способствовать формированию  гуманистических идеалов будущих медиков.

8.

Пререквизиты

Философия

9.

Содержание  специализированного  модуля по выбору  студента

  1. Теория культуры. Онтология культуры. Морфология  культуры. 
  2. Культура и цивилизация. 
  3. Иерархия культур. Проблема культурной идентичности. История мировой культуры. 
  4. Белорусская культура в контексте мировой цивилизации.

10.

Рекомендуемая  литература

  1. Лукьянова, Л.И. Культурология. Краткое изложение  лекционного курса. Ч..1. Теория культуры. Гродно, 2006.
  2. Культурология: курс лекций, хрестоматия, практикум. Под  ред. С.В. Лапиной. Минск, 2004.
  3. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.,1993;
  4. Белик, А.А. Культурология. Антропологические теории  культур. М., 2000; 
  5. Культурология. Под ред. Проф.А.Н. Марковой. 3-е изд. М., 2003.

11.

Методы преподавания

Проблемный, наглядный, диалогово-эвристический

12.

Язык преподавания

Русский

 

1.

Назва спецыялізаванага  модуля па выбары студэнта

Гісторыя культуры Беларусі

2.

Спецыяльнасць

I-79 01 01 Лячэбная справа

I-79 01 04 Медыка-дыягнастычная справа

I-79 01 02 Педыятрыя

3.

Курс навучання

 

4.

Семестр навучання

5.

Працамкасць у заліковых адзінках

6.

Ступень, званне, прозвішча,  імя, імя па бацьку выкладчыка

К.г.н. Чарнякевіч Ірына Сафронаўна

7.

Мэты спецыялізаванага  модуля па выбары студэнта

Фарміраваць уменне абагульняць і сістэматызаваць  гістарычныя факты, даваць аб’ектыўную ацэнку  найбольш важным падзеям і працэсам гісторыі культуры;  вывучэнне гістарычнага  шляху культуры Беларусі са  старажытнасці да нашых дзн.

8.

Перарэквізіты (абавязковая  дысцыпліна інтэграванага  модуля)

Гісторыя Беларусі ў кантэксце еўрапейскай цывілізацыі

9.

Змест спецыялізаванага  модуля па выбары студэнта

Станаўленне хрысціянства і  развіцц культуры  старажытнай Беларусі (X-XIII стст.) Культура Беларусі ў  другой палове ХІІІ  – ХV ст. Рэнесанс і ўздым духоўнай  культуры (XIV-XVI ст.) Спад Рэнесансу. 

Контрэфармацыя і Асветніцтва (XVII-XVIII стст.) 

Культура эпохі фарміравання беларускай нацыі ( XIX ст.)  Беларускае нацыянальнае адраджэнне і развіцц  культуры (1902  – 1921 гг.). Беларусізацыя ў БССР. 

Здабыткі і трагічныя страты (20-30-я гг.) Культура  Заходняй Беларусі (1921  – 1939 г.). Культурнае жыцц  Беларусі ў другой палове 40-х  – 80-я г.  ХХ ст.  Нацыянальна-культурнае Адраджэнне ў Рэспубліцы  Беларусь: складаны і супярэчлівы шлях развіцця.  Культура беларускага замежжа. Культурнае жыцц  Беларусі на сучасным этапе развіцця грамадства.

10.

Рэкамендуемая літаратура

  1. Парашкоў С.А. Гісторыя культуры  Беларусі. Мн., 2003. Лыч Л., Навіцкі У. Гісторыя культуры Беларусі.  – Мн.,  1996.
  2. Гісторыя беларускай культуры: вуч.-метад. дапаможнік. /  Склад. Соркіна І.В., Белазаровіч В.А. – Гродна, 2004.
  3. Культура беларускага замежжа / Пад рэд. 
  4. А.Сабалеўскага. Кн. 1.– Мн., 1993.; Кн. 2.  – Мн., 1993.;  Кн. 3. – Мн., 1998.

11.

Метады выкладання

Праблемны, наглядны, аналіза канкрэтных сітуацый  (кейс-метад), эўрыстычны, часткова-пошукавы

12.

Мова навучання

Беларуская, руская

 

1.

Назва спецыялізаванага  модуля па выбары студэнта

Вялікая Айчынная  вайна савецкага народа 

(у кантэксце Другой сусветнай вайны)

2.

Спецыяльнасць

I-79 01 01 Лячэбная справа

I-79 01 05 Медыка-псіхалагічная справа

I-79 01 04 Медыка-дыягнастычная справа

I-79 01 02 Педыятрыя

3.

Курс навучання

 

4.

Семестр навучання

5.

Працамкасць у заліковых адзінках

2

6.

Ступень, званне, прозвішча,  імя, імя па бацьку выкладчыка

К.г.н., дацэнт Сіткевіч Сяргей Анатольевіч;

к.г.н., дацэнт Сільвановіч Станіслаў Алёйзавіч, 

к.г.н., дацэнт Стасевiч Мiкалай Пятровiч

7.

Мэты спецыялізаванага  модуля па выбары студэнта

Максімальна поўна асвятліць гераічныя і трагічныя  падзеі на франтах Вялікай Айчынай і Другой  сусветнай  войнаў, іх узаемадзеянне і ўзаемауплыў, паказаць жыцце  народа на акупіраваных тэрыторыях і ў савецкім тыле,  уклад беларускага народа ў разгром германскіх  агрэсараў.

8.

Перарэквізіты (абавязковая  дысцыпліна інтэграванага  модуля)

Гісторыя Беларусі ў кантэксце еўрапейскай цывілізацыі