Индивидуальный подход, селф-компетентности и образовательные события: как в ГрГМУ готовят будущих тьюторовRSS

30 ноября 2021 16:40

По результатам международной аккредитации Гродненскому государственному медицинскому университету рекомендовано развивать институт тьюторства. В ноябре 2021 года 15 опытных преподавателей нашего вуза, представляющие 5 факультетов, приступили к освоению программы повышения квалификации «Тьюторское сопровождение обучающихся в учреждениях высшего образования», разработанной БГУ.

Кто такой тьютор и тьюторант? Какие формы и методы использует тьютор в своей работе? Что такое тьюториал? Какие направления и принципы тьюторской деятельности могут применяться в высшей школе? Эти и другие вопросы обсуждались в ходе курсов, организованных для сотрудников ГрГМУ. Два дня с нашими педагогами работали представители Белорусского государственного университета: Здрок Оксана Николаевна, проректор по учебной работе и образовательным инновациям БГУ, доктор юридических наук, и Наумович Татьяна Владимировна, зам. начальника центра образовательных инноваций юридического факультета БГУ, начальник отдела “Юридическая клиника”.

В интерактивной форме организаторы курсов повышения квалификации знакомили слушателей с основными понятиями, проблемами организации тьюторской службы в учреждении высшего образования, деятельностью тьютора по адаптации студентов к особенностям образовательного процесса.

Наряду со стандартизацией, в образовании сейчас появился новый тренд – индивидуализация обучения, учет личности студента в образовании, формирование субъектности его позиции. Чтобы помочь студенту сделать личное обучение в стенах вуза максимально эффективным, возникает потребность в тьюторе - человеке, который поможет выстроить индивидуальную образовательную траекторию студента и будет сопровождать движение по ней.

Оксана Николаевна Здрок, проректор по учебной работе и образовательным инновациям БГУ, рассказывает:

Студент должен осознанно подходить к своему обучению, не просто впитывать знания, которые ему даются, но понимал свои цели, прогнозировал результаты своего развития, мог их корректировать, постоянно осуществлял рефлексию своего обучения, выстраивал свою индивидуальную образовательную траекторию.  Современная жизнь во многом находится под знаком неопределенности. Появляются новые профессии, но не факт, что все они будут востребованы даже через 5 лет. Многие знания очень быстро устаревают. В этой ситуации важно научить человека непрерывно учиться, в течение всей своей жизни, самообразовываться и корректировать свое обучение. Тьюторство – это целый институт, который позволяет путем тренинговой работы со студентом и его запросами, потребностями, развить так называемые селф-компетентности.

С 1 сентября 2021 года на каждом факультете БГУ активно работают подготовленные педагоги-тьюторы. Формы работы по поступающим запросам студентов могут выбираться совершенно разные: это и индивидуальные консультации, и групповые, широко используются тьюториалы – системное консультирование и так называемый событийный формат работы (профессиональные пробы, тренинги личностного роста, адаптационные тренинги и др.).

Этот год показал, что интерес к тьюторству как таковому только увеличивается, и студентам действительно необходим данный инструмент построения своего образовательного пути, - объясняет Оксана Николаевна. Тьюторы работают с запросами студентов, рассказывая им об обучении, создают видеоролики о своих факультетах, дисциплинах, чтобы помочь студентам сориентироваться в выборе (в рамках обучения в БГУ студентам предоставляется право изучать до пяти дополнительных дисциплин на любом из факультетов, помимо своего), представляют карты ресурсов факультетов, которые в будущем составят целый атлас профессий нашего вуза.

Деятельностный, практикоориентированный  подход к обучению в рамках вуза – такой запрос позволил БГУ адаптировать свою 36-часовую программу курса обучения тьюторов под потребности нашего медицинского университета. Именно поэтому формат обучения наших преподавателей отличается от привычного.

Минимум лекций, максимум практического обучения - под таким девизом прошло 2-дневное обучение на базе нашего вуза. Такой формат работы позволяет нашим преподавателям уже сейчас, в середине обучения, готовить образовательные продукты, отвечающие потребностям факультетов и кафедр. Это и картирование работы факультета, кафедр и их взаимодействия, и образцы портфолио обучающихся, и информационные буклеты для студентов, и составление различных моделей работы самого тьютора.

В учебную группу будущих тьюторов нашего вуза включены опытные педагоги из числа сотрудников ГрГМУ, заместители деканов по воспитательной работе, кураторы студенческих групп. Все участники с нетерпением ждут продолжения обучения и эмоционально делятся своими впечатлениями о первых днях работы над изучением программы тьюторства.

Бойко Светлана Леонидовна, декан медико-психологического факультета:

«Ожидания полностью оправдались: живые лекции, видео, конкретные примеры, в том числе из жизни, личный опыт и даже неудачи, открытые лекторы, которые в полном обьеме владеют не только предметом, но и психологией работы с аудиторией. 10 из 10! С нетерпением ждем второй части, уже на базе БГУ, тем более что мы получили два домашних задания, которые нужно выполнить и представить нашим лекторам из числа преподавателей БГУ».

Короленок Людмила Григорьевна, заместитель декана лечебного факультета:

«Тьюторство – принципиально новый вид педагогики. Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса.Профессия тьютора предполагает желание помогать.Тьютор должен владеть педагогическими методиками, методиками индивидуального планирования учебного процесса.Сопровождение тьютора предполагает выявление и «продвижение» интереса тьюторанта (сопровождаемого) по трём векторам: социальному, культурно-предметному и антропологическому, – раскрывающим дополнительные ресурсы для реализации индивидуального образовательного маршрута конкретного обучающегося».

Воронко Елена Валентиновна, заведующий кафедрой психологии и педагогики:

«Занятия были насыщенными и интересными. Новые знания и идеи, новый современный подход станут дополнительным ресурсом для преподавателя».

Тименова Светлана Васильевна, заместитель декана педиатрического факультета:

«Самоопределение, индивидуальная образовательная траектория, наставничество, создание индивидуального образовательного пространства — это все про тьюторинг. Задача тьютора — помочь студенту оценить свои способности и интересы, и на основании этого помочь ему определиться со специализацией и профессионализацией. Пройденный курс подготовки позволит внедрить тьюторство в систему образования нашего университета».

Лемешевская Зоя Петровна, заместитель декана факультета иностранных учащихся:

«Впечатления разные: некоторые факты вызывают смущение, потому что ещё недостаточно информации для того, чтобы адаптировать систему тьюторства для медицинского вуза.

Лекторы очень экспрессивные, интересные, необычные, с багажом знаний, не характерным для нашей специальности. Хорошо работают с аудиторией. Учебные материалы размещены на учебной платформе БГУ, доступны круглосуточно при наличии интернета».

Гаджиева Фатима Гаджиахмедовна, заведующий кафедрой нормальной анатомии:  

«Радует, что нас обучают профессионалы и люди, которые очень «болеют», в хорошем смысле этого слова, за развитие тьюторства в системе высшего образования. За эти 2 занятия наша группа сплотилась, поработали в факультетских командах, освоили ключевые термины: тьютор, тьюторант, тьюториал. Уже получили индивидуальные домашние задания. Приятно снова почувствовать себя студенткой!».

Вторая часть обучения преподавателей Гродненского медуниверситета будет проходить уже на базе БГУ, где нашим сотрудникам в режиме реального времени покажут, как выстраивают свою деятельность тьюторы факультетов, получающие адресные запросы от студентов. Для слушателей курсов будут проведены мастер-классы, которые позволят наработать свой собственный тьюторский инструментарий методик для работы и эффективно применять уже в нашем вузе.

Материал подготовил отдел по связям с общественностью и маркетингу
Фото Александра Минько
Назад