Как стать профессором? Пять вопросов заведующему кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Марине Юрьевне СурмачRSS

06 июля 2021 15:00

Гродненский государственный медицинский университет славится своими традициями и мощным научным потенциалом – в вузе трудятся более 40 профессоров. В июне ученое звание «профессор» присвоили нескольким сотрудникам ГрГМУ. Среди них доктор медицинских наук, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Марина Юрьевна Сурмач.

Присвоение ученого звания для Марины Юрьевны, как и для многих ее коллег – важное и почетное событие, которое отражает долгие годы научного поиска и кропотливой работы. Узнали у новоиспеченного профессора о всех сложностях на пути к заветной цели, побеседовали о мотивации и увлечениях.

– Почему Вы решили отдать предпочтение медицине и выбрали в свое время именно Гродненский медицинский вуз?

– Мечта стать врачом появилась у меня очень рано – лет в пять-шесть. Может быть потому, что сама в детстве часто болела и подолгу находилась дома. Моей любимой детской игрой было «заполнять карточку пациента». Несмотря на то, что первые восемь лет я училась в классе с музыкально-хоровым уклоном средней школы №3 имени В.М. Усова, а два последних школьных года провела в физико-математическом лицее на базе средней школы №1, эту мечту я пронесла через все школьные годы и в выпускном классе целенаправленно стала готовиться к поступлению в медицинский вуз. Химию и биологию учила дополнительно, ходила на индивидуальные занятия. В Гродненский медицинский институт поступила в 1992 году. Поскольку школу я окончила с золотой медалью, можно было сдавать только один экзамен при поступлении. Я сдавала биологию. Яркие воспоминания о том экзамене сохранились до сих пор: помню, что одним из вопросов билета, на которые отвечала письменно, был вопрос о строении внутреннего уха человека. Выбор именно Гродненского медицинского вуза был очевидным, ведь я с раннего возраста живу в Гродно и считаю этот город родным, хотя родилась в Санкт-Петербурге – в период моего рождения мои родители были студентами Ленинградского государственного университета.

– Расскажите о студенчестве – какие интересы были у молодежи в те годы, каким был научный процесс?

– Со многими однокурсниками мы до сих общаемся и дружим. Если говорить о досуге, то мы часто встречались и весело проводили время – ездили на картошку, ходили на дискотеки, собирались в общежитии и пили чай, пели песни, играли на гитаре. Я училась в акушерско-гинекологической группе и очень хотела работать по этой специальности. Это желание сформировалось у меня уже во врем обучения в медицинском вузе. И связано оно было с моим трепетным отношением к материнству. Мне всегда очень хотелось, чтобы дети были желанными, а семьи – крепкими. Кроме акушерства и гинекологии мне особенно нравились еще три предмета – общественное здоровье и здравоохранение, психиатрия и нормальная физиология. Университет я окончила с красным дипломом, а во время обучения была именным стипендиатом стипендии имени Франциска Скорины. После университета поступила в клиническую ординатуру по акушерству и гинекологии, планируя остаться в акушерстве, но… на выпускном курсе я познакомилась со своим супругом. В период моего обучения в клинической ординатуре мы создали семью, родился первый ребенок – долгожданная и любимая доченька, наша Анна Андреевна. Я уделяла семье и ребенку (а затем – двум нашим детям) много времени, и изменила свою профессиональную траекторию, оставшись после клинической ординатуры в родном вузе, на кафедре общественного здоровья и здравоохранения.

С однокурсницей Татьяной Павловной Пронько

– Почему Вы склонились к теоретической стороне своей профессии и решили работать над диссертацией?

– Тяга к науке у меня была всегда. В университете я занималась наукой по курсу клинической биохимии. Уже тогда у меня были научные труды и участие в республиканском конкурсе научных работ студентов, что стало определенным научным заделом к моменту поступления в клинординатуру. Замужество и рождение ребенка в какой-то степени привели меня к научной деятельности: сразу стала планировать свою диссертацию на кафедре общественного здоровья и здравоохранения. Тогда кафедрой заведовал профессор Евгений Михайлович Тищенко. Он помнил меня еще студенткой и пригласил готовить с ним кандидатскую диссертацию. К тому моменту у меня уже была четкая концепция того, чем я хочу заниматься дальше в плане науки – репродуктивное здоровье молодежи. Кандидатскую диссертацию по этой теме я защитила в 2007 году, а докторскую – в 2015-м.

Коллектив кафедры в начале двухтысячных годов. Первый слева в верхнем ряду — профессор Евгений Михайлович Тищенко

Работая над кандидатской диссертацией, я узнала, что в начале 2000-х России появилась новая специальность «Социология медицины», основоположником которой стал академик РАМН, академик РАН Андрей Вениаминович Решетников. В своей работе я затронула ее специфику и немного шире и глубже посмотрела на затрагиваемую проблему репродуктивного здоровья молодёжи. Меня интересовали причины того, почему у молодых семей те или иные репродуктивные установки, можно ли влиять на уровень рождаемости и позитивно его изменять. Можно ли изменить поведение молодых людей при планировании беременности в сторону большего здоровьесбережения. Я уделила особое внимание первой беременности, наступившей в возрасте до 25 лет: оказалось, если первая беременность в этом возрасте желанна и запланирована, это оказывает значимое положительное влияние на репродуктивные установки молодой женщины в последующем. Мне хотелось, чтобы в результате моего исследования большее количество беременностей было желанными, в том числе все первые: такой взгляд идеалиста в науке. Очевидно, без социологических аспектов проблему поведения человека в сфере здоровья рассматривать в полной мере невозможно.

Работа над докторской диссертацией велась с учетом задела предыдущей работы. И подготовила я ее по двум специальностям, одна из которых была новой для нашей страны – 14.02.05 «Социология медицины». Была организована разовая защита в докторском совете по общественному здоровью и здравоохранению при ГУО «БелМАПО», на всех этапах защиты в состав научных собраний вводились социологи. Так получилось, что моя диссертация была первой по данной специальности и дала свет этому направлению. По ходу того, как организовывалась защита, необходимо было утвердить паспорт специальности, разработать программу-минимум кандидатского экзамена, и коллеги из Белорусской медицинской академии последипломного образования, из БГУ, Высшей аттестационной комиссии пошли навстречу в инициативе создать новое научное направление в стране. В итоге такая специальность начала свою жизнь в Республике Беларусь.

Спустя годы у нас в университете впервые в Беларуси была открыта аспирантура по социологии медицины. Сейчас уже обучается один соискатель, в 2021 году планируем поступление еще двух, и еще один начал работу, планируя поступление в 2022 году…. Жизнь не стоит на месте, и надеюсь, что в ближайший год мы увидим и докторскую диссертацию по этой специальности в Гродно. Также при поддержке руководства университета открыта докторантура по общественному здоровью и здравоохранению, под моим научным консультированием в настоящее время выполняется докторская диссертация врача-практика, организатора здравоохранения из Бреста.

Хочу сказать, что одной из причин, побудивших выбрать эту кафедру, была и тяга к преподавательской деятельности. Мне нравится работать с разными категориями обучающихся. Начиная со студентов: ежегодно как минимум с 2016 года под моим руководством на республиканском конкурсе научных работ студентов не менее чем одной работе присваивается первая категория. Мы активно участвуем в деятельности факультета повышения квалификации и переподготовки с курсами повышения квалификации. По общественному здоровью и здравоохранению кафедрой в 2020 году была открыта переподготовка – первый год мы уже «отработали» и ждем осенью выпускающий государственный экзамен, после которого появится первый выпуск подготовленных кафедрой специалистов, молодых главных врачей. Прошла защита кандидатской, нескольких магистерских диссертаций. Две кандидатские диссертации задержались с выходом на защиту по очень уважительной причине: отпуск соискателей по уходу за ребенком. В июне 2021 защищается мой первый магистрант, обучавшийся на английском языке.

C магистранткой Яной Гончарук в день вручения ей диплома магистра медицинских наук

Я считаю, что общественное здоровье и здравоохранение – дисциплина, которая не является сугубо теоретической: мы разрабатываем организационные подходы и мероприятия, которые позволяют гармонизировать деятельность в здравоохранении, повысить её качество, то есть в конечном счете сделать так, чтобы и пациент, и работник здравоохранения были одной «командой». В том числе и в первую очередь в клинической медицине.  

В 2016 году ушел из жизни Евгений Михайлович Тищенко. Он был моим учителем, научным руководителем кандидатской диссертации и научным консультантом докторской диссертации. Я приняла кафедру вслед за ним в 2017 году.

Мы продолжаем традиции и работаем над созданием мини-музея кафедры и планируем посвятить небольшую экспозицию нашим преподавателям и сотрудникам, настоящим и работавшим ранее. У нас трудились многие выдающиеся люди современной Гродненщины: например, Виктор Андреевич Лискович, Игорь Алексеевич Наумов. В 2021 году кафедра открыла филиал в Островецкой центральной районной клинической больнице. Его возглавил главный врач – Владимир Чеславович Можейко. В числе преподавателей нашей кафедры долгое время работала и работает сейчас Елена Николаевна Кроткова.

– С какими эмоциями Вы восприняли новость о присвоении Вам ученого звания профессора?

– На мой взгляд это такие вещи, которые происходят гармонично. Когда работаешь в университете, выполняешь педагогическую нагрузку, у тебя есть научно-педагогический стаж плюс занимаешься научной работой, по-другому быть и не может, ведь это нормальное следствие качества твоего труда. Единственное, что не перестаёт удивлять до сих пор, так это то, что учителя со временем становятся коллегами. Я училась по учебникам молодого профессора Василия Семеновича Глушанко – и вот уже несколько лет мы коллеги, заведующие кафедрами. Я с восхищением читала книги академика РАМН Андрея Вениаминовича Решетникова – и уже много лет состою в Исследовательском комитете Российского общества социологов «Социология медицины», который возглавляет Андрей Вениаминович. И эти примеры можно продолжить. Это живое воплощение того, что мечты сбываются! Надо только верить в себя, и, если не получается с первого раза, не беда: работать и пробовать снова, продолжать идти к цели.  

C группой коллег – преподавателей ГрГМУ, изучающих китайский язык, после успешного завершения первого года обучения

– Любопытно узнать, какие увлечения у профессора. Есть ли у Вас интересное хобби, которому Вы с удовольствием посвящаете свободное время?

– Каких-то особенных увлечений у меня нет. Летом выращиваю овощи на даче, высаживаю цветы на клумбах под окнами своего дома. Кроме этого, очень люблю велопрогулки и особенно трепетно люблю путешествовать. Видеть новые страны. Каждой год с детьми и супругом стараемся куда-нибудь выехать на море, и «разведывать» новые места: на самолете, автомобиле, мотоцикле, и обязательно пешком. К сожалению, у меня и у сына поллиноз, и такие морские «отдушины» нужны нам физически. Я очень люблю мою семью, и считаю её самым важным, самым ценным в моей жизни, - фундаментальной ценностью.

Cемья Марины Юрьевны

Но, если отвечать на вопрос о хобби – то отвечу так. Главное мое хобби – это моя работа. Это правда. Когда работа нравится и приносит удовольствие, она становится самым лучшим увлечением.

Беседовала Юлия Соколовская
Фото Александра Минько и из архива Марины Юрьевны Сурмач

Назад