«Перешагнули год грудного возраста вместе...» Кафедре поликлинической педиатрии ГрГМУ исполнился годRSS

06 июля 2022 14:54

В начале июля 2021 года на базе детской центральной городской клинической поликлиники г. Гродно было решено организовать кафедру поликлинической педиатрии Гродненского государственного медицинского университета.

Говорят, что первый год для организации можно сравнить с первым годом жизни ребёнка. Если кроха учится ходить, то организация выстраивает свой путь и задаёт вектор развития, если у малыша формируется характер, то в организации зарождается коллектив и структура кадров. Но самым схожим является то, что и для ребёнка, и для организации первый год – это период становления и формирования, который определяет дальнейшую жизнь.

Мы пообщались с заведующей кафедрой поликлинической педиатрии, кандидатом медицинских наук Натальей Валентиновной Томчик и узнали о том, как создавалась новая кафедра и какие направления деятельности здесь развивают сегодня.

«В начале была идея…»

– Наталья Валентиновна, расскажите о том, как создавалась новая кафедра.

– Прежде всего, скажу о том, почему возникла идея создания данной кафедры. Педиатрический факультет всё время расширяется. Основная масса студентов не уходит в стационар – они становятся амбулаторными врачами или врачами общей практики.

Образовательный процесс на базе стационара имеет свои особенности, на базе амбулаторного звена – свои, и нам было важно показать, в чём разница. Амбулаторная служба и стационар имеют разную тактику лечения и диагностики. Медицинский персонал поликлиники работает и с больными, и со здоровыми детьми, а в больнице наблюдаются только заболевшие пациенты.

Так вот, наша задача – работать со здоровыми детьми, чтобы снизить риск заболеваний и вырастить здоровую личность, а также профилактировать рецидивы у детей с хроническим заболеваниями.

– Столкнулись ли с какими-то трудностями в процессе организации?

– Не могу сказать, что всё было легко и гладко. Думаю, это в принципе невозможно. Учитывая, что кафедру организовали 1 июля, а к началу учебного года программа для обучения студентов, в том числе и по новым дисциплинам, должна была быть готова, работы над учебным материалом было много.

Помимо этого, нужно было подготовить и материальную базу. Поэтому все сотрудники нашей новой кафедры онлайн или офлайн участвовали в формировании кафедры. Огромное спасибо всем, кто нам помогал: Министерству здравоохранения, руководству университета, коллегам профессорско-преподавательского состава, экономистам, отделу закупок, рабочим.

– Почему кафедра организована именно на базе детской центральной городской клинической поликлиники?

– Во-первых, у нас многолетний опыт научного и клинического сотрудничества. Во-вторых, учитывая, что на тот момент были задумки объединить две поликлиники в единое целое для расширения материально-технической базы, такая тактика в дальнейшем позволяла максимально обеспечить доступность медицинской помощи детскому населению, прежде всего по узким направлениям.

Общую территорию намного проще обеспечить и, конечно, когда закупается дорогостоящее оборудование, проще купить на одну поликлинику и дать возможность пользоваться городу. Но не только материально-техническая база послужила толчком к созданию кафедры.

Ранее была практика, когда врачи амбулаторной службы имели обязательные дежурства в стационаре, а значит, наблюдали своих же пациентов в период стационарного лечения, были в курсе особенностей течения болезни. Кроме того, под руководством доктора медицинских наук, профессора М.П. Шейбака осуществлялось совместное обучение специалистов как стационарного, так и амбулаторного звена.

«Наша работа направлена на то, чтобы дети были здоровы»

–  Какие основные направления работы развивает кафедра для поддержания здоровья маленьких пациентов?

– Прежде всего, наша работа направлена на то, чтобы наши дети были здоровы. Основной момент связан с тем, что работа сотрудников подразумевает не только диспансеризацию и лечение детей. Также мы оказываем консультативную помощь амбулаторной службе. Достаточно сложным был период пандемии Covid-19: мы работали в красной зоне и обслуживали сложных пациентов на дому, в том числе организовывали консилиумы.

Также стоит отметить научную деятельность, которая развивается в нескольких направлениях: кардиология, гастроэнтерология, аллергология. Кардиология у нас представлена двумя специалистами, работающими на кафедре. Развитие данного направления связанно с ростом частоты аритмии и распространением сердечно-сосудистых заболеваний у детей, в том числе и после перенесённой Covid-19-инфекции.

Отдельный аспект – это гастроэнтерология. Вместе с Министерством здравоохранения и администрацией поликлиники мы разрабатываем положение об областном гастроэнтерологическом центре, где будут получать консультативную помощь пациенты с патологией ЖКТ. Сейчас мы активно движемся в этом направлении – надеюсь, что с первого сентября центр начнёт свою работу. Мы занимаемся формированием базы данных пациентов, которая в дальнейшем поможет наблюдать результаты терапии, а также изучать эпидемиологические аспекты данной патологии.

Большое внимание уделяется отделению, где работают с детьми грудного возраста. Важную роль в развитии здорового ребёнка играют вопросы вскармливания. Мы занимаемся мотивацией мам к грудному вскармливанию и учим их преодолевать все возникающие в этот период трудности.

– Расскажите подробнее о работе, которая направлена на развитие аллергологического профиля.

– На данный момент она находится на стадии формирования. Мы активно сотрудничаем с 1-й кафедрой детских болезней, функционирующей на базе Гродненской областной детской клинической больницы. Совместно с нашими коллегами Вероника Ивановна Матусевич исследует вопрос реализации риска аллергологической патологии у детей, рождённых от матерей, страдающих этим недугом. Она активно занимается набором пациентов для данного исследования.

– Будет ли выделяться отдельная структура кардиологического профиля на базе кафедры?

– У нас есть задумка по поводу отделения кардиоревматологии. Сейчас мы работаем в двух направлениях – это вопросы, связанные с лечением аритмии и особенностями поражения сердечно-сосудистой системы у детей, которые перенесли Covid-19. Уже позже, ориентируясь на опыт гастроэнтерологического центра, планируем развивать и кардиологическое направление.

– Поделитесь, пожалуйста, как можно снизить стресс ребёнка при посещении поликлиники?

– Расскажу на примере нашей поликлиники. Фойе здесь напоминает сказочную страну. У нас есть телевизор, по которому идут хорошо знакомые ребятам мультики. Администрация поликлиники понимает, что детство – это прежде всего весёлые моменты, раскраски, радость, поэтому наши стены заполнены яркими цветами, картинками. Даже мебель – столы и стулья – у нас красочные. Такая атмосфера создаёт ощущение, что все здесь – добрые люди. Плюс к этому нам помогает накопленный опыт работы в близком контакте с детьми.

Студентам – максимум практики

– Как организован учебный процесс на кафедре?

– У нас проходят обучение студенты 1, 2, 4 и 6 курсов педиатрического и лечебного факультетов. В следующем году мы планируем обучать на базе поликлиники ещё и группы иностранных студентов. Важно, что к нам приходят студенты 1-2 курсов, ведь с 2021/2022 учебного года в республиканских учреждениях образования медицинского профиля введена ознакомительная практика. Она подразумевает введение в профессию. И мне, как руководителю, кажется, что от того, как мы обучим студентов, введём в профессию вчерашних школьников, во многом будет зависеть их дальнейший интерес к нашим дисциплинам и к профессии в целом.

Учитывая задачу, которую нам поставило руководство университета, – максимально приблизить практику к программе учебного процесса – мы, интенсивно работая с коллегами, добились слаженной работы с сотрудниками симуляционно-аттестационного центра. Более 50 процентов занятий по оказанию первой помощи и манипуляционной технике мы проводим на базе данного центра. Таким образом, студенты отрабатывают полученные знания на практике. Такой подход к образованию распространён во всём мире, и мы максимально развиваем учебный процесс в данном направлении.

Мы начали проводить внутривузовские олимпиады по оказанию первой помощи, медицинскому уходу и манипуляционной технике среди студентов 1-2 курсов. Используя гибридный поход, а именно, сначала отбор лучших студентов с использованием интерфейса образовательного портала, а затем решения ими «кейсов» с демонстрацией владения навыками по оказанию первой помощи, сестринскими манипуляциями, мы выявляем из большой когорты наиболее мотивированных студентов, что в дальнейшем позволит привлекать их же к научной работе.

– Как студенты учатся взаимодействовать с маленькими детьми после того, как они отработали навыки в симуляционно-аттестационном центре?

– Студентам шестого курса во время учебного процесса, насколько позволяет тема занятия, при согласии родителей или законных представителей демонстрируем пациента. Закрепляем студентов по участковым врачам-педиатрам. Таким образом, студент время занятий проводит непосредственно в прямом контакте с участковым врачом, медсестрой, пациентом и родителями. Он видит, как взаимодействуют между собой медслужба и родители – это важно в практическом аспекте, что в дальнейшем помогает развивать определённые навыки вербального контакта.

Мы координируем направления на «вызовы на дому», после которых студент предоставляет преподавателю отчёт. Кроме того, мы контактируем с врачом: он указывает нам на недостатки в работе студента, а на следующем занятии мы их закрепляем.

Сейчас у нас проходит практику 4 курс по врачебной поликлинической практике. Они приобретают навыки работы на амбулаторном звене, а потом будут их совершенствовать.

Что касается 1-2 курсов, то у ребят пока недостаточно опыта владения навыками пропедевтики. Безусловно, интересные и редкие клинические случаи мы им показываем по возможности, например, сыпь или генетический синдром, где внешний фенотип ребёнка нужно однажды увидеть, чтобы запомнить.

Работаем с ребятами не только на симуляторах – водим их по врачебным кабинетам, в хирургическое, физиотерапевтическое отделение, лабораторию, отделение функциональной диагностики, центр раннего вмешательства, постепенно знакомим с профессией.

– Помимо занятий в симуляционно-аттестационном центре, используются ли какие-либо ещё электронные средства обучения?

– Все студенты имеют доступ к образовательному порталу, где размещаются лекционные материалы по дисциплинам, есть ссылки на нормативные документы Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Таким образом, студент учится пользованию информационным ресурсом, ведь без информации сегодня никуда.

Если говорить о 6 курсе, то ребята обучаются навыкам работы с электронными картами индивидуального развития ребенка. Опять-таки, надо грамотно подходить к использованию интернет-ресурсов, чтобы получать только проверенную информацию. Если говорить о материалах по клинической медицине, то мы рекомендуем студентам пользоваться проверенными интернет-ресурсами: (PubMed, Medskape, Кокрановской библиотекой и т.д.), научными базами наших коллег из ближнего зарубежья, так как у них много клинических рекомендаций с позиции доказательной медицины. Также мы проводим электронное тестирование в режиме онлайн, что делает процесс обучения эпидемиологически безопасным.

Настоящее и будущее кафедры

– Какие трудности возникали в период пандемии коронавирусной инфекции?

– Прежде всего, это огромный поток пациентов. К большому сожалению, мы уже почти два года живём в условиях пандемии и чем дольше с ней живём, тем меньше о ней знаем. Зачастую последствия от перенесённой инфекции зависели от того, как мы определим пациента: либо отправим в стационар, либо под амбулаторное наблюдение. Бывали ситуации, когда наши сотрудники садились и вели приём амбулаторных пациентов, так как врачи поликлиники работали в красных зонах.

Нам активно помогали студенты – как педиатрического, так и лечебного факультетов. Особенно хочется похвалить студентов-субординаторов 6 курса лечебного факультета. Их вклад отметили и мои коллеги из поликлиники. Ребятам было сложно, но они были мотивированы на то, чтобы помочь здравоохранению в такой неблагополучный период.

– Работают ли на кафедре Ваши бывшие ученики?

– На нашей кафедре не работают те, кого я учила, но мне очень приятно, что со мной работают мои учителя –  на мой взгляд, это очень ценно. К нам приходит много молодых специалистов после выпуска, но всё же мне очень симпатизирует то, что рядом со мной трудятся мои наставники.

– Пожалуйста, расскажите о них подробнее.

– Одни из моих первых учителей в стенах мединститута – Татьяна Алексеевна Лашковская и Нина Ивановна Хлебовец. Нина Ивановна готовила меня еще в период студенчества к олимпиадам, и те навыки, которым она меня обучила, бесценны. Должна сказать, что Татьяна Алексеевна Лашковская, как никто другой, привила мне любовь к кардиологии и подтолкнула к занятию научной деятельностью. Она одна из тех, кто был моим руководителем в студенческой жизни: вместе с ней мы написали те научные работы, заниматься которыми я продолжила в дальнейшем.

Работать со своими учителями, когда чувствуешь поддержку – это бесценно. По сути, кафедра организовывалась с нуля, а организационного опыта у меня не было, только клиническая база. Но, благодаря моим коллегам, у нас сформировался достаточно плавный механизм работы. Слаженно действуя, мы вышли из грудного возраста, ведь как педиатры, мы считаем, что первый год – самый важный в жизни ребёнка, и мы справились с этим.

– Какие цели по развитию кафедры поставлены на ближайшую перспективу?

– Конечно, продолжать научные исследования, которые начали в направлениях кардиологии и гастроэнтерологии. Есть планы расширять исследования в области аллергологии. Также сейчас осваиваем новую область – доказательную медицину. Наша учебно-методическая и организаторская работа направлена на создание материала, доступного для студентов. Ориентируясь на свой опыт, мы всеми силами будем стараться совершенствоваться.

Интервью подготовил отдел по связям с общественностью и маркетингу
Фото Александра Минько и из архива кафедры

Назад