Внедрение инновационных методов обучения в ГрГМУRSS

12 августа 2022 12:50

Одним из основных признаков мастерства преподавателя являются его способность и умение организовать и поддерживать в учебном процессе высокий уровень педагогического общения.

Педагогическое общение – это порождаемый потребностями совместной деятельности процесс взаимодействия преподавателя и обучаемых, в ходе которого устанавливаются и развиваются контакты между ними, вырабатываются взаимопонимание и взаимоотношения, происходит обмен информацией и осуществляются профессиональные воздействия преподавателя на обучаемых, направленные на достижение целей обучения.

Именно поэтому цели и задачи совершенствования профессиональной подготовки медицинских кадров на основе компетентностного подхода обусловливают необходимость разработки и применения инновационных образовательных технологий, использование в образовательном процессе активных методов обучения

Активные методы обучения характеризуются высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизируют их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

Отличительными особенностями активных методов обучения являются:

  • целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
  • достаточно  длительное  время  вовлечения  обучаемых  в  учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
  • самостоятельная  творческая  выработка  решений,  высокий  уровень учебной мотивации и эмоциональности обучаемых;
  • интерактивный характер, т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

По рекомендациям внешней экспертной комиссии по оценке на соответствие требованиям стандартов институциональной аккредитации учреждения образования «Гродненский Государственный Медицинский Университет», согласно стандартам IAAR по международной аккредитаци медицинских организаций образования за рубежом (на основе WFME/AMSE), необходимо максимально использовать в процессе освоения дисциплин такие активные методы обучения, как:

  • PBL (проблемно-ориентированное обучение),
  • СBL (обучение, основанное на клиническом случае),
  • TBL (командно-ориентированное обучение),
  • RBL (научно-ориентированное обучение),
  • метод проектов, ориентированных на формирование системного подхода к решению проблем.

В 2021-2022 учебном году в Гродненском медуниверситете был проведен обучающий семинар по активным методам обучения (приглашен Коляго Олег Владимирович, заведующий лабораторией образовательных инноваций ГрГУ им. Я.Купалы). Разработана Инструкция о внедрении активных методов обучения в учебный процесс «УО «ГрГМУ», утверждена на заседании ЦНМС (протокол № 2 от 29.11.2019 г.).

Преподаватели университета на курсах повышенгия квалификации регулярно пополняют свои методики новыми примерами, и успешно реализуют их на практике. На протяжении учебного года новые активные методы обучения внедрялись в образовательный процесс каждой кафедры, включались в индивидуальные планы преподавателей.

Одной из наиболее устоявшихся и популярных форм организации учебного процесса в медицинском образовании с применением активных методов обучения являются: метод «Case study», решение ситуационных задач, проведение круглых столов. Однако практика внедрения активных методов обучения в ГрГМУ показала, что студенты живо откликаются на инновационные методы проведения учебных занятий, например, мозговой штурм, имитационное упражнение, ролевая игра «Консилиум», дискуссии и др.

По результатам внедрения активных методов обучения в образовательный процесс ГрГМУ в 2021-2022 учебном году зарегистрировано 59 актов внедрения, преподаватели кафедр предложили студентам не только зарекомендовавшие себя в мировой практике дискуссионные и тренинговые методы, но и собственные, авторские разработки. На кафедре биохимии огромный интерес у студентов вызвала дидактическая игра "Цикл трикарбоновых кислот", кафедра иностранных языков успешно применила в учебной работе метод проектов, на военной кафедре была организована интерактивная дискуссия-соревнование, где студентам пришлось максимально быстро анализировать вопросы, чтобы дать верный ответ.

Кафедра пропедевтики предложила второкурсникам работать по методу Learning Together, где малые группы работали над решением своей части общего задания - отработки методики обследования пациента. В каждой подгруппе студенты распределяли роли интервьюера, протоколиста и докладчика между собой и выполняли свою часть обследования. в результате за учебное занятие все подгруппы оперативно собирали информацию, делились с одногруппниками и в конце у каждого была перед глазами отработанная схема составления клинического обследования пациента.

Активный метод с интригующим названием "ажурная пила" предложили студентам на 1-й кафедре хирургических болезней. Его применение на занятии позволило обучающимся освоить большое количество информации за короткие промежутки времени, а организация малых "домашних" и "экспертных" групп позволило всем студентам активно взаимодействовать друг с другом и с соседними группами, и обучить каждого своей части усвоенного материала.

Имитационное упражнение "Техника прогрессивной нервно-мышечной релаксации по Джекобсону", примененное кафедрами психиатрии и наркологии и психотерапии и клинической психодиагностики, позволило студентам самостоятельно сформировать навыки использования релаксационных методов психотерапии. "Жужжащие группы", организованные на кафедре общей и биоорганической химии, наглядно показали, насколько успешно применение активных методов обучения позволяет обучающимся развивать коммуникативные способности, самостоятельно решать сложные задачи и повышать мотивированность к обучению.

Практика внедрения активных методов обучения в процессе преподавания клинических учебных дисциплин показывает, насколько полно студенты включаются в процесс активной познавательной деятельности на занятии, формируя профессиональные компетенции и клиническое мышление. Студенты приобретают умения применять теоретические знания к решению практических задач, самостоятельно анализировать реальные ситуации и самостоятельно вырабатывать решения. Применение инновационных методов обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия студентов в занятии, развитие soft skills.

Показатели успешности применения таких инновационных подходов к обучению в профильном вузе доказывают необходимость дальнейшей работы по внедрению активных методов при проведении учебных занятий в ГрГМУ в новом учебном году.

 

Назад