Лаборатория практического обучения размещается в здании Института биохимии биологически активных соединений НАН Республики Беларусь по улице БЛК, 50. Она является структурным подразделением Гродненского государственного медицинского университета. Руководит её работой заведующий лабораторией Кепурко Леон Станиславович.

В арендуемых помещениях площадью более 505м2  были созданы 8 восемь практикумов и учебная комната. Установлено учебное оборудование, более 100 различных по своему назначению тренажеров, фантомов, муляжей, в том числе высокотехнологические симуляторы, имитаторы, модули, которые помогают студентам осваивать базовые навыки по хирургии, педиатрии, терапии, акушерству и гинекологи, а также неотложной медицинской помощи.

Приобретенные тренажеры симуляторы копируют различные части тела и органы человека, есть симуляторы-роботы в рост человека с возможностью воспроизведения на мониторе пульса, дыхания, артериального давления, а также программирования различного рода осложнений с последующей коррекцией. Например, тренажер, находящейся в практикуме по акушерству и гинекологии с названием «Ноэль» - интерактивная модель родов с портативным компьютером, которая позволяет отрабатывать практические навыки рождения ребенка как естественным путем, так и имитировать кесарево сечение и различные осложнения в родах: кровотечение, эклампсия, нарушения со стороны сердечнососудистой системы и системы дыхания.

Тренажеры, находящиеся в практикуме по педиатрии, позволяют отрабатывать студентам навыки ухода за новорожденным младенцем, проводить пупочную катетеризацию, выслушивать дыхание и сердце. В частности, тренажер аускультации младенца позволяет выслушивать нормальные шумы дыхания, сердечные шумы, шумы с патологией, а также кишечные шумы. Аналогичный тренажер есть в практикуме по терапии. Он представляет собой торс взрослого человека и позволяет выслушивать сердце и легкие с патологией и без патологии. В практикуме по терапии имеется тренажер для обучения измерению артериального давления, тренажеры выполнения внутривенных, внутримышечных и подкожных инъекций, муляжи лор-органов, которые позволяют отрабатывать проведение трахеотомии, обследовать и диагностировать патологии в риноларингологии. В практикуме по хирургии студенты учатся отрабатывать технику катетеризации мочевого пузыря, обследование и диагностирование заболеваний кишечника, предстательной железы, технику наложения хирургических швов, проведение торакотомии, уход за стомой и т.д. В практикуме по анестезиологии и реаниматологии на таких тренажерах, как «Resusci Baby» для реанимационных мероприятий младенца, «Максим» для сердечно-легочной и мозговой реанимации, тренажере реанимации человека «Resusci Anne» студенты осваивают учебную программу по технике проведения реанимационных мероприятий, ИВЛ и непрямого массажа сердца.

В практикуме УЗИ диагностики установлен тренажер ультразвукового обследования в акушерстве «Сонно-Мама». Тренажер представляет собой торс беременной женщины (6-40 недель беременности), имеет внутренние и внешние анатомические ориентиры, два имитатора УЗИ-датчика для абдоминальных и эндополостных исследований, 147 точек расположения датчика. Студент имеет возможность обучения основным навыкам УЗИ диагностики беременных и небеременных женщин с патологиями и без патологий.

Ультразвуковой виртуальный симулятор «ШЭЛЛ-64» был приобретен в июне 2016 года. ШЭЛЛ - это самая удачная симуляционная разработка по обучению студентов и врачей ультразвуковой диагностике из известных на сегодня в мире. В режиме реального времени он решает проблему отработки практики проведения УЗИ по внутренним органам, кардиологии, акушерству и гинекологии, маммографии, кишечнику, щитовидной железе, обследованию сердца плода. Имеется более 200 официально задокументированных историй болезней и диагнозов в качестве эталонных. ШЭЛЛ обладает самым высоким разрешением по сравнению с аналогами, а также библиотеку эталонных данных, собранных с реальных пациентов (более 350 клинических наблюдений различных пациентов и более 600 эталонных снимков).

В практикуме виртуальных лапароскопических операций установлен виртуальный симулятор «ЛапСим». Тренажер представляет собой модель лапароскопа с монитором. Данный тренажер оснащен учебной программой, которая позволяет студентам виртуально обучиться базовым навыкам лапароскопических операций - это правильно пользоваться эндоскопической видеокамерой, ориентироваться в брюшной полости, навигации эндоинструментов, координации двух рук, захватывание абстрактных объектов в полости, пересечение эластичных деликатных структур, клипирование и пресечение трубчатых структур, отработка точности и скорости движений, наложение эндоскопических швов. Кроме модуля по обучению студентов отработке базовых навыков, «ЛапСим» располагает программным модулем холецистэктомии и апендэктомии. Обучение молодых специалистов, а также студентов медуниверситета на виртуальном симуляторе «ЛапСим» позволит избежать ошибок в их дальнейшей хирургической практике.

Современные тенденции в подготовке медицинских кадров требуют внедрения в учебный процесс новых инновационных технологий обучения, направленных на повышения уровня не только теоретических знаний, но и базовых практических навыков, которые формировали бы специалиста, способного к самостоятельной и продуктивной профессиональной деятельности. Обеспечение профессиональной компетенции врача-специалиста невозможно без должного освоения практических знаний и умений, постоянного совершенствования и освоения новых методик. Особое внимание уделяется оказанию неотложной помощи в связи с требованиями образовательных стандартов.

Обучение практическим навыкам и умением оказания неотложной помощи по традиционной привычке в условиях клиник затруднительно по ряду объективных причин:

  1. экстренные ситуации возникают по непрогнозируемому сценарию и даже в качестве наблюдателя студенты не всегда могут встретиться с некоторыми неотложными состояниями;
  2. при развитии ургентного состояния не остается времени на клинический разбор симптомов и синдромов;
  3. помощь пациенту оказывается врачами-специалистами и о возможности участия в этом студентов не ведется и речи;

Особенно актуальна эта проблема в педиатрии и пропедевтике, где сотрудники лечебно-профилактических учреждений, родители детей, а иногда и взрослые пациенты отказываются участвовать в учебном процессе.

Обучение студентов практическим навыкам на базе лаборатории практического обучения на симуляторах и тренажерах-имитаторах способствует повышению уровня профессионального мастерства будущим врачам.

Сегодня всем очевидно, что симуляционное обучение стремительно занимает свое место в подготовке медицинских кадров. Его преимущество – это опыт без риска для пациента, неограниченное число ошибок, снижение стресса. Но есть основная причина ограничения его внедрения – это высокая стоимость тренажеров.

Безусловно, не может быть и речи о том, что симулятор способен полностью заменить работу преподавателя, но идеально подходит для профессионального обучения студентов, а также самостоятельной работы обучающихся. Сегодня современная наука может предоставить новые возможности для студентов, что мы и используем.