I. Проблема проекта

Ежедневно каждый гражданин имеет шанс встретиться «лицом к лицу» с аварией, стихийным бедствием или несчастным случаем. Часто в чрезвычайных ситуациях, когда не приходится ожидать помощи специалистов и больше некому оказать первую медицинскую помощь, приходится брать инициативу на себя. Оказание неотложной помощи действительно может стать принципиальным в вопросе жизни и смерти пострадавшего, однако в средних учреждениях образования больше времени уделяют теоретической подготовке учащихся, нежели практической. Однако неправильное или неумелое оказание неотложной медицинской помощи может явиться причиной осложнений, затягивающих выздоровление пострадавшего или даже ведущих к инвалидности, а в некоторых случаях (ранение с большей кровопотерей, поражение электрическим током, ожоги) может привести к смерти пострадавшего на месте получения травмы. Для решения данной проблемы лечебный факультет УО «Гродненский государственный медицинский университет» приступил к реализации проекта «Неотложная помощь», который направлен на повышение эффективности оказания первой медицинской помощи учеников, получающих среднее образование.

Актуальность

Несмотря на недостаток или полное отсутствие медикаментов и мединструмента, любой может оказать первую помощь себе или людям, которые нуждаются в этом. Как бы ни были ограничены возможности, сочетание даже минимальных знаний и умений с импровизированным оборудованием может спасти человеческие жизни. Большинство случаев внезапной смерти возникает, как правило, вне лечебных учреждений. Поэтому фактор времени начала помощи является ключевым. В реальной ситуации помочь пострадавшему до прибытия скорой помощи или спасателей сможет только человек, оказавшийся рядом (очевидец) и лишь в том случае, если он обучен и владеет практическими приемами неотложной помощи. От того, насколько умело и быстро оказана первая помощь, зависит жизнь пострадавшего.

Во всем мире признано, что проблема обучения всего населения оказанию неотложной реанимационной и первой медицинской помощи является одной из наиболее актуальных в современной реаниматологии и медицине катастроф. Знание основ неотложной медицинской помощи является важным социальным индикатором общественного развития. Достигнутые положительные результаты в этом направлении связаны с укреплением здоровья и развитием ценностных убеждений в отношении жизни и здоровья, что определяет необходимость осуществления четкой политики в образовании в области создания условий для усвоения основ неотложной медицинской помощи.

Объект и предмет проекта

Объектом является теоретические и практические основы оказания неотложной медицинской помощи.

Предметом проекта является комплекс обучающих мероприятий в рамках проекта «Неотложная помощь», открытого на лечебном факультете УО «ГрГМУ».

Цель

Ознакомить учащихся средних школ, гимназий и лицеев с принципами оказания неотложной медицинской помощи.

Задачи

  1. Научить учащихся самостоятельно определять вид травм.
  2. Обучить приёмами оказания неотложной медицинской помощи, доступных любому человеку.
  3. Научить оказывать неотложную медицинскую помощь всем лицам, попавшим в чрезвычайную ситуацию, применяя подручные средства.
  4. Развить умение осуществлять мероприятия по защите ран и организма от дополнительного инфицирования.

Практическая значимость проекта

Основополагающими направлениями деятельности проекта являются: обучение анализу окружающей обстановки, которая поможет определить возможные риски для своего здоровья, при оказании неотложной медицинской помощи; повышение её эффективности и качества в чрезвычайной ситуации; развитие понимания основных звеньев патогенеза различных повреждений человеческого организма.

Дополнительным аспектов практической значимости проекта является то обстоятельство, что проект проводится студентами медицинского университета и у школьников появляется возможность на живом примере ознакомиться с аспектами студенческой жизни на текущем этапе, что позволит облегчить адаптацию абитуриента при зачислении в медицинский университет. Особенно это касается учащихся химико-биологического профиля, т.к. именно эти ученики нацелены на поступление в медицинский университет. Проект положительно влияет на восприятие школьниками работников медицинской сферы и создаёт понимание того, что входит в их обязанности.

В процессе инсценировки или наглядном примере оказания неотложной медицинской помощи в школьниках воспитываются такие черты, как: сострадание, милосердие, человеколюбие, поддержание идеалов мира, соблюдение естественных человеческих прав и сохранение человеческого достоинства.

 

Методы реализации

1. Инсценировка различных чрезвычайных ситуаций и игровые упражнения.

2. Ценностно-смысловые беседы (с акцентом на морально-этические качества).

3. Экскурсии в лабораторию практических навыков УО «ГрГМУ»

4. Информационные часы и лекции и т.д.

 

II. Теоретические и практические основания проекта

Проект реализуется на базе лицея № 1 г. Гродно. Возрастная категория лицеистов от 14 до 18 лет, наличие профильных медицинских классов, широкие технологические возможности – всё это послужило критериями выбора данного лицея.

 

III. Методические принципы реализации проекта

Информационно-справочные, просветительские методы:

  1. Пропаганда здорового образа жизни;
  2. Экскурсии школьников в лечебно–профилактические учреждения и медицинский университет;
  3. Познавательные и просветительские информационные тематические часы и лекции;
  4. Дни открытых дверей
  5. Открытые уроки на базе кафедры практического обучения

Методы профессиональной психодиагностики:

  1. Беседы и встречи с преподавателями и студентами университета;
  2. Методы наблюдения;
  3. Использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные ситуации, в которых требуется оказать неотложную медицинскую помощь.

Методы морально-эмоциональной поддержки:

  1. Создание групп общения – лицеисты-студенты;
  2. Тренинги;
  3. Публичные выступления;
  4. Различные положительные примеры и презентация успешных случаев оказания неотложной помощи.

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения:

  1. Построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно представить школьнику и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
  2. Построение системы различных вариантов действий школьника (в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели или результату, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив развития событий;
  3. Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора методов или техник оказания помощи.