Профориентация

Жизнь человека – это результат его выбора. Выбора осмысленного, требующего подготовки и знаний. Успешный выбор профессии – это удовольствие от работы, творческое решение трудовых задач, материальное благополучие, самосовершенствование.

Вопрос «Кем быть?» должен решаться самим школьником. Однако, при выборе профессии, мы часто ориентируемся на мнение родителей, учителей, друзей и других значимых людей, на «высокооплачиваемость» и престижность профессии, на территориальную близость и престижность учебного заведения, на симпатию к людям определённой профессии. Помочь решить последствия «интуитивного» выбора, призвана профессиональная информация и профессиональная консультация. 

Трудности выбора профессии могут быть связаны с нехваткой знаний о себе, о своих склонностях и способностях. Осознать собственные возможности и резервы поможет профориентационная диагностика. Абитуриентам, желающим получить информацию о своих личностных профессиональных склонностях, рекомендуем методики для профотбора и профориентации.

Первый проректор, доцент В.В.Воробьев


«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ). Результаты опросника ДДО показывают к какой профессиональной сфере человек испытывает склонность и проявляет интерес.

«Карта интересов», модификация О.Г. Филимоновой

Опросник А.Е. Голомштока представлен достаточно широко в разных источниках. В его основе лежит перечень направлений, по которым составлены вопросы к учащимся. Этот опросник уже долгое время публикуется без изменений и устарел как с точки зрения перечня направлений деятельности, так и с точки зрения формулировки вопросов. При его проведении в аудитории возникают смешки и недоумение, что и побудило автора к некоторому его усовершенствованию. В новом перечне направлений деятельности появились такие популярные сейчас виды деятельности, как информационные технологии, социология, философия, бизнес.

Методика Л.А. Йовайши

Предназначена для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности (искусства, технических интересов, работы с людьми, умственного труда, физического труда и сфера материальных интересов).

«Ориентация» (анкета И.Л. Соломина)

Анкета пригодна для самооценки профессиональных интересов и способностей молодых и взрослых людей, очень проста в применении и обработке. Определяется преимущественная склонность и способность к одному из пяти типов профессий (человек-человек, -техника, -знаковая система, -художественный образ, -природа) и соответствие двум классам: исполнительские и творческие.

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров.

Тест Д.Голланда по определению типа личности

Д. Голланд разработал данную методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистический.