Согласно приказу Министерства здравоохранения БССР № 92 от 23 мая 1991 г. в Гродненском государственном медицинском институте начата подготовка медицинских сестер на условиях целевого приема (план набора – 30 человек). На открывшееся отделение вуза зачислялись лица, имевшие средне-специальное медицинское образование. Обязательных требований к наличию профессионального стажа не предъявлялось. В основу рабочего учебного плана был положен сокращенный вариант учебного плана лечебного факультета. Некоторые кафедры относились к отделению как микролечебному факультету, видя только количественные различия в учебных часах. В дипломе делалась запись о специальности «Сестринское дело», квалификации «Организатор и преподаватель сестринского дела, медсестра с высшим образованием», что не было подкреплено соответствующими нормативными документами. Несмотря на принятие ряда приказов МЗ РБ (№ 59 от 6 апреля 1993 г., дополнение к нему № 55 от 27 апреля 1995 г., дополнение к первому № 8 от 12 января 1996 г.) о должностях, которые могут занимать медицинские сестры с высшим образованием, их профессиональный статус окончательно не был оговорен. Диплом содержал вкладыш с перечнем должностей, который был утвержден ректором вуза. Функции руководства отделением медицинских сестер с высшим образованием первоначально выполняли деканы других факультетов, в частности – педиатрического, а именно: 1991-1997 гг. – М.М. Пяткевич, 1997 г. – Г.Г. Мармыш, 1998 г. – К.У. Вильчук.

В 1998 г. вузом начата разработка образовательного стандарта первого поколения по специальности «Сестринское дело» (введен в 2000 г.). Утвержден типовой учебный план (приказ Министерства образования РБ № ТД-472-тип от 4 мая 1998 г.), типовые учебные программы (1999 г.). В последующем к моменту переаттестации университета (2005 г.) действовали уже пересмотренные и утвержденные типовые учебные планы и учебные программы (2003 г.). Изменилось отношение кафедр к учебно-методической работе. Учебно-методические пособия приобрели качественные содержательные отличия от таковых для других факультетов. Ряд учебных пособий получили гриф (рекомендацию) Министерства образования Республики Беларусь. В 2000 г. организован факультет медицинских сестер с высшим образованием (1998-2000 гг. руководитель отделения, 2000-2004 гг. – декан К.М. Иодковский, с 2005 г. – декан Е.М. Тищенко). Сформирован его Совет, учебно-методическая комиссия и Совет студенческого самоуправления. В Совет студенческого самоуправления входят старосты академических групп. В начале XXI века стала традицией организация и проведение дней факультета, посвященных Международному празднику медицинской сестры (12 мая). Студенты создали и обновляют web-страницу факультета сайта университета, участвуют в Internet-конференциях, устраивают демонстрации мультимедийных презентаций, выявляют факторы риска акциями за здоровый образ жизни, оказывают благотворительную помощь дому-интернату для слабовидящих детей, выступают в спортивных соревнованиях, конкурсах «Мисс университет», «Мистер университет», «А ну-ка, девушки», концертных программах, КВН.

Диплом содержит запись о подготовке по специальности «Сестринское дело» с присвоением квалификации «Медицинская сестра с высшим образованием». Принят приказ Министерства здравоохранения РБ № 231 от 18 октября 2004 г. «О перечне специальностей и квалификаций высшего и среднего специального образования, которые дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Республике Беларусь», определивший перечень должностей, которые могут занимать и выпускники факультета.

В 1995 г. после четырехлетнего обучения состоялся первый выпуск дневной формы (27 медсестер, из которых 3 получили диплом с отличием). В 1999 г. и 2000 г. набора на дневную форму обучения не было, поэтому не было и выпускников в 2003 г. и в 2004 г.

Всего за 1995-2015 гг. на дневной форме обучения подготовлен 430 выпускник (из них каждый шестой получил диплом с отличием). Министерство здравоохранения РБ, как государственный заказчик подготовки медицинских кадров, определяло численность набора, соответственно, и выпуска. В 1995-1999 гг. ежегодно в среднем выпускалось 25 специалистов, а в 2000-2006 гг. – 13. В 2004 г. и 2005 г. набор превысил 30, а в 2006 г. – 60 человек. В эти числа включены места и по бюджету, и на платной основе (20-30% от бюджетных мест). В 2008–2009 гг. план набора включал уже только 20 бюджетных мест и 10 мест на основе договора, в 2010 г. – 15 на платной основе. В 2012 г. на очную форму обучения набрано 10 человек (бюджетная форма), восстановлена заочная форма обучения, набор на нее составил 20 человек (платная форма).

Выпускники распределялись по всей Республике Беларусь, и даже уезжали в Российскую Федерацию (1995-2000 гг. – 1,8%). Однако в 1995-2005 гг. первое место занимает г. Гродно (26,5%), второе – Брестская область (19,2%), третье – Минская область (10,2%). В 2006-2007 гг. Брестская область занимает первое место (34,9%), а второе и третье места делят Гродненская и Минская области (по 25,6%). Из 43 выпускников 2006-2007 гг. только один направлен в Могилевскую область. При том, что за 1995-2005 гг. в Витебскую, Гомельскую и Могилевскую область распределен каждый четвертый выпускник (25,4%). В 2008 г. распределение двенадцатого выпуска составило: 36% – Гродненская, 27,8% – Брестская, 25% – Минская, по 5,6% – Могилевская и Гомельская области. В 2009 г. число распределенных в Гродненскую, Брестскую и Минскую области было одинаковым (по 10), а в другие области – единичным (Могилевская – 2, Витебская – 1). В 2010 г. в Гродненскую область распределено – 23, Минскую – 12, Брестскую – 10, Могилевскую – 6, Витебскую – 4, Гомельскую – 2 выпускника. В 2012 г. в Гродненскую область распределено - 11, Минскую – 5, Брестскую – 6, Могилевскую – 2, Витебскую – 1, Гомельскую – 1 выпускник.

В 1995-1999 гг. значительная часть (40,3%) выпускников распределялась в распоряжение органов здравоохранения и главных врачей, что обезличивало характер распределения, не давало социальной защищенности молодым специалистам, отражало неопределенный статус выпускников. Каждый пятый выпускник (19,4%) направлялся на должности медсестер, которые они имели право занимать и без высшего образования. В этом кроется одна из главных причин проблем подготовки и использования медицинских сестер с высшим образованием. Только 17,8% (третье место) выпускников распределялось на должности главных и старших медсестер. Каждый десятый молодой специалист (10,9%) направлялся на должность врача-лаборанта, а каждый пятнадцатый (6,2%) – преподавателем училища. Выпускники распределялись и в медицинские вузы, но только на должности лаборантов кафедр или методистов (2,3%).

В 2000-2005 гг. в связи с определением каждому выпускнику первого места работы уменьшается распределение в распоряжение органов здравоохранения и главных врачей (18,9%). Однако не получает развития распределение на должности главных и старших медсестер (16,9%). При том, что почти половина молодых специалистов (47,2%) распределялись на должности врачей-лаборантов. Каждый шестой выпускник (17%) направлялся на работу преподавателем медицинского училища.

На наш взгляд, весьма перспективно использование медицинских сестер с высшим образованием на должностях преподавателей медицинских колледжей. Ибо, выдерживается общемировой рекомендательный принцип «медицинских сестер учат медицинские сестры». Медицинские колледжи испытывают потребность в преподавательских кадрах (ежегодно 40-60). Врачи «неохотно» занимают эти должности. Действующие нормативные документы Министерства здравоохранения РБ позволяют трудоустраивать медицинских сестер с высшим образованием на должности преподавателей медицинских колледжей с преподаванием специальных дисциплин. В связи с чем потребность в преподавателях по дисциплинам «Хирургия», «Терапия», «Педиатрия», «Акушерство и гинекология» и т.п. следует рассматривать совокупно, а не только по строке «сестринское дело», как потребность в медицинских сестрах с высшим образованием. К тому же эти должности не могут занимать медицинские сестры со средне-специальным образованием.

В 2006-2007 гг. сохраняется тенденция распределения выпускников на должности врачей-лаборантов (83,7%). Первые выпускники направляются на должности преподавателей теоретических кафедр медуниверситета. Организации здравоохранения заявляют о единичных вакантных должностях по организации сестринского дела. В 2008 г. каждый второй выпускник распределен преподавателем медколледжа, столько же - на должность врача-лаборанта.

В 2009 г. 14 из 33 (2 с отличием) распределены на должность врача-лаборанта диагностики, 16 – преподавателей медицинского колледжа, 3 - преподавателей стажеров медицинского университета. В 2010 г. 33 из 57 (4 с отличием) выпускников распределены на должность врача-лаборанта диагностики, 16 – преподавателей медицинского колледжа, 6 – преподавателей-стажеров медицинского университета, 2 –на должность помощника врача (впервые) в поликлинике. Всего в УО «Гродненский государственный медицинский университет» работает 13 выпускников специальности «Сестринское дело». 5 выпускников защитили кандидатские диссертации, 3 – магистерские работы, 2 присвоено звание доцента. К сожалению, выпускники имеют право выполнения диссертационных работ по специальностям и отрасли биологических, а не медицинских наук. Так, занимая управленческие должности главных и старших медсестер, они не могут выполнять диссертации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение». В 2011 году диплом медицинской сестры с высшим образованием получил 31 выпускник. В 2012 году выпущено 26 специалистов, из них 18 распределено на должность преподавателя медицинского колледжа, 5 – на должность врача клинической лабораторной диагностики, 2 – на должность заведующего больницей сестринского ухода, 1 – на должность врача лечебной физкультуры; в 2013 году – 22 специалиста, из них: преподаватель медицинского колледжа – 16, врач клинической лабораторной диагностики – 1 свободное трудоустройство – 1; в 2014 году – 8 специалистов, из них: преподаватель медицинского колледжа – 3, старшая медсестра – 1, свободное трудоустройство – 4; в 2015 году – 12 специалистов, из них:  преподаватель медицинского колледжа – 1, врач клинической лабораторной диагностики – 3, врач лечебной физкультуры – 5, врач- статистик – 1, свободное трудоустройство – 2.

Согласно действующей нормативной документации, оплата труда производится по должности (должностного оклада) без учета образования. В связи с чем заработная плата медицинских сестер с высшим образованием не отличается от таковой у медицинских сестер со средне-специальным образованием, занимающих такую же должность. Кроме того, лица, обучающиеся на дневной форме и не совмещающие учебу с работой, теряют время начисления стажа, а, значит, отодвигается срок сдачи на квалификационную категорию. Предложения вуза о более высокой оплате труда медсестер с высшим образованием (более высокий тарификационный оклад, индивидуальные надбавки) не нашли поддержки. Точно так же как и рекомендации о введении квалификационных категорий исключительно для медсестер с высшим образованием.

Система повышения квалификации также ориентирована на должности и не учитывает наличие высшего медицинского образования. Медсестры с высшим образованием проходят те же циклы, что и медсестры со средне-специальным образованием. Исключением явились два цикла, проведенные (2005, 2006 гг.) Гродненским медуниверситетом на договорной основе с Общественным объединением средних медицинских работников Гродненской области. Поэтому, с 1 сентября 2015 года при УО «Гродненский государственный медицинский университет» открываются курсы повышения квалификации исключительно для сестер с высшим образованием.

В 1996 г. открыта заочная форма обучения. Предполагалось, что она без отрыва от практики позволит подготовить резерв на должности старших и главных медсестер; сохранит стаж работы и выдержит сроки сдачи на квалификационную категорию. За выбор такой формы – желание медсестер без существенных изменений в социально-бытовом и профессиональном статусе получить высшее образование, а у некоторых это единственная возможность его реализации. За 2001-2010 гг. осуществлено 10 выпусков, подготовлено 594 специалистов (каждый пятнадцатый получил диплом с отличием). К сожалению, лица, поступившие на факультет с сестринских должностей, получив диплом, не связывают будущее с сестринской деятельностью, а стремятся обрести возможность занять врачебные должности. В 2006 г. закрывается прием на заочную форму обучения врачей. Вместе с тем управления здравоохранения облисполкомов подтверждают (2008 г.) потребность в заочной форме подготовки медсестер с высшим образованием, которая в среднем до 2020 г. ежегодно составит 30. К тому же медицинские сестры заочно учатся в университетах по другим специальностям, а затем уходят из системы здравоохранения. В 2012 и 2014 годах вновь открывается набор на заочную форму обучения – по 20 человек. В 2013 г. утверждены новые (третьего поколения) план и образовательный стандарт по специальности «Сестринское дело». Они составлены с учетом рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь. Включают блоки социально-гуманитарных, естественно-научных, специальных и профессиональных дисциплин. В последний блок входят дисциплины, позволяющие обеспечить психолого-педагогическую, управленческую, клиническую подготовку в соответствии с основными требованиями к профессиональной компетентности. Следует подчеркнуть, что медицинская сестра с высшим образованием – это специалист здравоохранения, обладающий знаниями и умениями по основам клинической медицины и сестринского дела в клинических дисциплинах. Это специалист с высшим образованием и квалификацией, необходимой для управления организации и выполнения ухода и медицинских манипуляций у больных и инвалидов.

Однако, в 2015 году набор на очную и заочную форму обучения по специальности «Сестринское дело» был отменен согласно распоряжению Министерства здравоохранения РБ.

Приказ МЗ РБ № 606 от 16 июля 2007 года «О некоторых вопросах деятельности учреждения образования Гродненский государственный медицинский университет» регламентировал преобразование факультета медицинских сестер с высшим образованием в медико-диагностический факультет с осуществлением подготовки кадров по специальностям «Сестринское дело» и «Медико-диагностическое дело».

В 2008 году образован медико-диагностический факультет, который в 2010 году прошел аккредитацию. Впервые в истории медицинского образования республики вуз выступил как разработчик нового образовательного стандарта по специальности «Медико-диагностическое дело» с присвоением квалификации «Врач». Пятилетний срок обучения, основанный на международном опыте, позволит сохранить цельную систему подготовки врача с акцентом на диагностические функции, является наиболее экономически эффективным, а уменьшение аудиторного времени преимущественно произведено за счет лекционных часов с акцентом на активную форму обучения – контролируемую самостоятельную работу. Подготовка специалистов по данному образовательному стандарту позволит быстрее разрешить проблему кадрового обеспечения службы лабораторной диагностики лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических организаций, а также службы лучевой диагностики. Несомненно, по уровню дипломной подготовки после прохождения интернатуры выпускники могли бы занимать должности врачей функциональной диагностики, для чего следует внести соответствующие изменения в нормативные документы (например, введение двухгодичной интернатуры).

В 2013 году состоялся первый выпуск специальности «Медико-диагностическое дело». Выпустилось 113 специалистов (6 – с отличием), которые распределились следующим образом: врач-рентгенолог – 91, врач клинической лабораторной диагностики – 22. В 2014 году выпущено 85 специалистов (3 с отличием), из них 47 распределено врачами-рентгенологами, 25 - врачами клинической лабораторной диагностики, 5 – врачами-бактериологами, 4 – врачами-лаборантами, 1 – врач УЗИ диагностики, 2– преподавателями вуза и 1 – преподавателем медицинского колледжа; в 2015 году – 86 специалистов (4 с отличием), из них: 52 - врачами-рентгенологами, 26 - врачами клинической лабораторной диагностики, 5 - врачами-бактериологами, 1 - преподаватель вуза, 1 – врач ЛФК, 1 – свободное трудоустройство.