Университет Об университете Музеи Музей истории университета Проект "Связь времен и поколений"

Интересы общего дела – выше личных! (И.К.Жмакин)

“Нашему университету я желаю развиваться,

и дальше творить добро, создавая все условия

для успешной работы и научной деятельности”

                                                                                         И.К.Жмакин

Игорь Константинович Жмакин является талантливым учёным, педагогом, блестящим лектором, уважаемым сотрудниками и студентами преподавателем, добрым, интеллигентным, отзывчивым человеком. Высокая работоспособность,  принципиальность, обширная эрудиция, стремление интересы общего дела ставить выше личных, скромность - все эти качества в полной мере присущи Игорю Константиновичу Жмакину.

Его ученик, О.А. Балбатун, к.м.н., доцент кафедры нормальной физиологии ГрГМУ, называет Игоря Константиновича «вторым отцом»:

- В 1987 г. наша группа впервые переступила порог кафедры нормальной физиологии, и нам несказанно повезло - нашим преподавателем оказался заведующий кафедрой, профессор, замечательный человек - Игорь Константинович Жмакин. Навсегда запомнились рассказы из истории физиологии о деятельности И.П.Павлова, И.М.Сеченова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина и, конечно, о жизни учителя И.К. Жмакина - Э.А.Астратяна. Талантливый организатор и руководитель, стоящий у истоков создания нашего института, требовательный, но добрый и чуткий человек. Для меня И.К.Жмакин - Учитель с большой буквы, который подарил  путёвку в жизнь, открыл для меня удивительный мир физиологии человека. Я уверен, что так же могут сказать многие и многие вчерашние студенты,  выпусков нашего  вуза.   

И.К. Жмакин родился 24 июля 1926 г. в г. Киеве. Отец, Константин Николаевич - выдающийся акушер-гинеколог с мировым именем и мать, Елена Михайловна из древнейшего рода Мусиных-Пушкиных, создали в семье атмосферу любви и взаимопонимания. Из далёкого детства Игорь Константинович вынес трудолюбие, честность и мягкое, доброе отношение к окружающим его людям. В 1933 г. семья переехала в г. Сталино (г. Донецк). В 1941 г. были эвакуированы в г. Андижан УзССР, где Игорь Константинович окончил среднюю школу. И после возвращения в г. Сталино в 1945 г.  он поступил на первый курс Сталинского медицинского института.

“Порой  я задумывался: какую специальность выбрать? Стать гинекологом или пойти на кафедру нормальной физиологии? Я выбрал физиологию… Пока у меня в роду 4 поколения врачей, начиная с моего отца и заканчивая внуком  Но все мы выбрали разные специальности”, - рассказывает Игорь Константинович.

Начиная со студенческого кружка кафедры нормальной физиологии (1946 г.), вопросы системных механизмов регуляции физиологических функций прочно вошли в круг научных интересов И.К. Жмакина. В 1948 г. вместе с родителями он переехал в Москву и в 1951 г. с отличием окончил 1-ый Московский медицинский институт.

В аспирантуре И.К. Жмакин продолжил свою исследовательскую деятельность под руководством ученика и продолжателя дела И.П. Павлова, члена-корреспондента АН СССР, академика АН АрмССР Эзраса Асратовича Асратяна. В сентябре 1954 г. Игорь Константинович защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Влияние удаления коры больших полушарий головного мозга на газовый обмен у собак" и был назначен старшим научным сотрудником, заведующим физиологической лаборатории ЦНИЛ 2-го Московского медицинского института.

- В феврале 1959 года в "Медицинской газете" появилось объявление о конкурсе на заведующего и доцента кафедры нормальной физиологии только что открытого Гродненского государственного медицинского института. В марте я был избран по конкурсу и в начале апреля поехал с женой в Гродно знакомиться с институтом и городом. На вокзале нас встретил декан Г.И. Кирилюк. Мы разместились в гостинице, которая находилась на углу улиц Советской и Виленской. Я сразу же пошел в институт (благо через дорогу), а жена - знакомиться с городом, условиями жизни. Администрация, деканат, кафедры марксизма-ленинизма и иностранного языка, библиотека, лекционный зал тогда находились на втором этаже здания по ул. Ожешко, 1. У директора был только один заместитель - по АХЧ.

Все руководство учебным процессом сосредотачивалось в деканате единственного лечебного факультета: декан и секретарь. Не было ни проректоров по учебной и научной части, ни заведующего учебной частью и диспетчера. Составление расписания, расчет часов и т.д. - все это являлось заботой деканата. Действующие учебные корпуса находились по адресам: на Советской площади и на улице Советских пограничников, 2. Я получил адрес Н.И. Аринчина, который еще работал в институте экспериментальной медицины, и сразу же из Гродно мы поехали в Ленинград, где познакомились с Николаем Ивановичем и его семьей, обсудили план мероприятий по организации кафедры и, в первую очередь, ее оснащения. Н.И. Аринчин в то время был уже доктором биологических наук, но еще не имел звания профессора. Следует отметить, что мы с Н.И. Аринчиным были учениками последователей И. П. Павлова:  он - Д.А. Бирюкова, я - Э.А. Асратяна.

Составленный список оборудования и материалов, которые надо было приобрести или изготовить к началу учебного процесса, включал более 150 наименований. И все это необходимо было подготовить, не говоря о кадрах, помещениях, мебели и т.д. за оставшееся до 1 сентября время. В первых числах мая я переехал в Гродно и 5 мая 1959 г. официально приступил к работе в ГрГМИ. Соответственно, с этого числа начинается история кафедры.

В этот же день получил и первое помещение для кафедры: на втором этаже нынешнего анатомического корпуса (небольшую комнату коменданта, заставленную тумбочками, приобретенными для общежития). Познакомился с сотрудниками кафедр, расположенных в этом корпусе. Таким образом, в начале мая 1959 г. я оказался один в крохотной комнате, заставленной тумбочками, без сотрудников, без какого-либо не только научного, но и учебного оборудования.

В первую очередь посетил областной аптечный склад, в который ходил в течение ближайших месяцев чуть ли не ежедневно. Удалось получить там различную лабораторную посуду, кое-что из реактивов, необходимых для проведения экспериментов, лекарственные препараты и инструментарий: скальпели, ножницы, зажимы, счетные камеры, гемометры Сали, приборы Панченкова и др. Сразу же разослали заявки на оборудование и материалы в Минск и Москву.

Иногда везло, например, в республиканской "Медтехнике" удалось получить французский многоканальный элекгроэнцефалограф "Альвар" с различными приставками, который позволял регистрировать наряду с ЭЭГ и много других показателей, в том числе и кровообращения (ЭКГ, пульс, ФКГ и др.). Этот прибор служил нам много лет как на занятиях, так и в проведении научных исследований, в частности, он был одним из основных аппаратов при подготовке моей докторской диссертации.

В июне мы с Г.И. Кирилюком, «поделив пополам» Гродненскую область, проехали по всем районным центрам, выступали в школах, беседовали с главврачами больниц, агитируя молодежь поступать к нам, в мало тогда еще кому известный институт. Летом участвовал и в работе приемной комиссии будущего нашего второго выпуска.

В начале августа по заявке ГрГМИ в Гродно приехали два выпускника биологического факультета Московского университета: Ю.Т. Софронов и А.И. Балаклиевский. Первый был направлен на кафедру биохимии, а второй - нормальной физиологии, но уже на следующий день они решили поменяться местами. Соответственно, на нашей кафедре начал работать Ю.Т.Софронов - ассистентом, а с 1968 г. - доцентом. В августе 1959 г. мы с Ю.М. Островским съездили в Каунас, обсудили вопросы сотрудничества с руководством Каунского мединститута и соответствующими кафедрами. Одновременно удалось приобрести в Литве кое-какое оборудование. Немногочисленность и молодость коллектива преподавателей и сотрудников ГрГМИ в первые годы его существования способствовали сплочению. Например, вместе отмечали праздничные даты, собирались на вечера, чаще в Доме профсоюзов, с играми, танцами, в которых не считали зазорным принимать участие все, не глядя на должности. Очень хороши были и туристические поездки на институтском автобусе в Брест, Вильнюс, Ригу и др.

Кстати, студенты тогда в основном были скромными деревенскими юношами и девушками. Интересно отметить, что, уже став солидным профессором и даже проректором института по науке, М.В. Борисюк, который в 1960 г. был студентом второго курса, рассказывал, что больше всего я ему запомнился, когда на студенческом вечере призывал их активнее включаться в танцы и вместе с женой показывал, как танцевать краковяк.

Вскоре мы получили новое помещение: 4 комнаты в цокольном этаже, здание на ул. Ожешко, 1 – и здесь начали первый учебный год. Итак, 1 сентября 1959 г. кафедра начала свой первый учебный год, в ее составе были заведующий, доцент, три ассистента, старший лаборант, лаборант и препаратор. Н.И. Аринчин  привез сконструированный им гемодинамический осциллограф с фотозаписью (ГОЭ-2), послуживший в первые годы одним из основных аппаратов, на которых проводилась научная работа кафедры. Ю.Т. Софронов, биолог по образованию, прошел блестящую школу МГУ, сам широко образованный не только в вопросах физиологии, но и философии, других биологических дисциплин, прекрасный экспериментатор. Штат кафедры пополнился выпускницей Ростовского университета Л.И. Кузмицкой (Санюкевич). У меня уже с первого семестра начали работать два кружковца: Л.М. Лобанок и Ф.Н. Сенько. Впоследствии они оба поступили в аспирантуру и под руководством Н.И. Аринчина защитили диссертации. Ф.Н. Сенько успешно проработала на кафедре. А Л.М. Лобанок впоследствии стал одним из самых крупных в Беларуси ученых - физиологов и радиобиологов.

В 1961 г., после завершения строит­ельства биологического корпуса, мы получили на его первом этаже 12 комнат: 3 практикума, кабинеты заведующего, доцента и ассистентов, лабораторию, операционную, автоклавную, фотолабораторию и склад.

Я всегда хотел и любил преподавать, и никогда не жалел о сделанном выборе. Я всегда старался дать студентам тот материал, который необходим врачу любой специальности.

И.К. Жмакин был бессменным руководителем кафедры на протяжении более 29 лет. Это были годы максимальной по своей напряжённости и плодотворности научной, и педагогической деятельности. Учебный процесс был в центре внимания и Игорь Константинович гармонично сочетал научную деятельность с заботой о качестве преподавания нормальной физиологии.

И.К. Жмакин безвозмездно передал в фонд кафедры свою уникальную физиологическую библиотеку, которая активно используется сотрудниками  и студентами.                             

Жанна Бурачевская

(в статье использованы материалы «Журнала ГрГМУ»)


Материал публикуется в авторском исполнении с сохранением фамилии студента, собиравшего материал в 2000-е годы.