Дискуссионный клуб самоуправления лечебного факультета «Дебаты»

Для развития гражданского общества и достижение гражданского согласия необходимо свободное и открытое обсуждение актуальных проблем государства и общества, организация открытого диалога.

Дискуссионный клуб самоуправления лечебного факультета УО «Гродненский государственный медицинский университет» «Дебаты» направлен на развитие системы организации интеллектуально-творческой, познавательной деятельности молодежи и развитие социальных компетенций студенчества.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Одной из важных проблем современного общества является проблема общения между людьми. Будущий специалист сможет достичь успеха в профессиональной деятельности и научиться слаженно работать с коллегами и пациентами только тогда, когда он будет иметь высокий уровень коммуникативной культуры. Таким образом, Дебаты представляют собой не только увлекательную игру но и формируют у будущих врачей навыки эффективного общения, умение выступать публично, готовят к самостоятельности и ответственному принятию решений.

Дебаты используются в учебном и образовательном процессах в различных учебных заведениях многих стран мира. Ее адаптированный к условиям образовательного учреждения вариант впервые описал американский социолог Карл Поппер.

Дебаты предполагают организацию дискуссий на актуальные темы, в которой команды «за» и «против» выдвигают аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, с целью убедить членов жюри (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Образовательная стратегия «Дебаты» основывается на умении анализировать и критически осмысливать социальные и политические события современности, концентрироваться на обсуждаемой проблеме, собирать и обрабатывать информацию (цитаты, факты, статистические данные), творчески осмысливать возможности её применения, определять и уметь защитить собственную точку зрения по данной проблеме, а также организовывать взаимодействие в группе на основе соблюдения принятых правил и процедур совместной деятельности.

Дебаты позволяют раскрыть способности и потенциал каждого студента, но в тоже время дебаты являются и коллективным методом обучения, их подготовка проходит в постоянном диалоге студентов и преподавателя.

Задачи, которые решают дебаты на современном этапе крайне актуальны. Они обучают студентов умению критически анализировать действительность, делать осознанный выбор личностных жизненных стратегий, форм и способов реализации своих целей, приобщают участников к нормам и ценностям гражданского общества.

Кроме того, дебаты представляют большой интерес еще и потому, что в данной технологии конкретные образовательные и воспитательные задачи решаются в игровой и тренинговой форме, предполагающей тонкий и подчас незримый баланс между формой (игрой) и содержанием.

 

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ПРОЕКТА

ОБЪЕКТ

Объектом проекта является обсуждение актуальных проблем государства и общества, организация открытого диалога.

ПРЕДМЕТ

Предметом является организация и проведение дебатов на базе УО «ГрГМУ» и обучение студентов-медиков навыками эффективной коммуникации.

 

Практическая значимость

Как показывает практика проведения дебатов, их участники обладают навыками научного спора, умением отстаивать свои интересы с использованием правовых и научных знаний. Участники дебатов отличаются высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс. Дебаты позволяют развивать волю, память, критическое мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и синтезировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам и др.

Таким образом, дебаты способствуют формированию у студентов таких умений, практических навыков и качеств, которые необходимы современному человеку и профессионалу.

Технология «Дебаты» позволяет развивать способности и формировать следующие навыки:

  • критическое мышление: рациональное, рефлексивное, творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей;
  • исследовательские навыки: работа с различными источниками информации для доказательства приводимых аргументов;
  • коммуникативная культура: навыки публичного выступления, ведения полемики, навыки слушания, умение формировать и отстаивать свою позицию;
  • социальные и организационные навыки: навыки диалога, работы в команде, толерантности, разрешения конфликтов, проектирования, уверенности в себе, лидерские качества.

 

Цель: популяризация дебатов, как формы интеллектуального досуга, способствующей развитию критического мышления, обучение приёмам дискуссии, формированию культуры спора, терпимости, признания множественности подходов к решению проблемы, активной гражданской позиции.

Задачи:

Дебаты позволяют решать целый комплекс задач, которые можно объединить в следующие блоки:

1. Социализирующие:

  • приобщение студентов к нормам и ценностям гражданского общества,
  • формирование умений применять свои знания в полемике спора,
  • способность работать в команде.

2. Развивающие:

  • развитие логики, критического мышления, умения синтезировать знания,
  • формирование системного видения проблемы,
  • формирование навыков ораторского искусства,
  • развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков (умений компетентно и конструктивно обсуждать актуальные проблемы, понимать сущность публичного спора, владеть культурой ведения дискуссии, доказывать собственную позицию и слышать мнение оппонента).

3. Воспитательные:

  • умение вырабатывать самостоятельные оценки действительности, мировоззренческую позицию и поведенческие установки,
  • формирование терпимости, признания множественности подходов к решению проблемы.

4. Дидактические:

  • формирования у студентов общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

  • Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов
  • Определение исходного тезиса дебатов
  • Подбор, изучение и анализ основной литературы

Проведение дебатов:

В самой игре принимают участие:

  • Председатель (ведущий);
  • Секретарь (таймкипер);
  • Члены жюри (эксперты);
  • Команда «Утверждения» (защитники тезиса);
  • Команда «Отрицания» (противники тезиса);
  • Зрители.

Уровни игры:

1. Учебные игры для студентов 1 курса.

2. Внутри- и межфакультетские игры.

3. Межкурсовые игры (студенты младших курсов против старшекурсников).

4. Игры студентов лечебного факультета 1 курса с учащимися 11 медицинского класса Лицея №1 г. Гродно в рамках реализации проекта лечебного факультета «Школа абитуриента».

Дискуссионный клуб самоуправления лечебного факультета «Дебаты» проводил дебаты следующим общественно-политическим и биоэтическим темам:

  • «Эксперименты над животными следует запретить?»
  • «Для развития молодого человека есть более сильные стимулы, чем материальные»
  • «Централизованное тестирование не вполне отражает реальные знания абитуриента»
  • «Всеобщая воинская обязанность должна быть отменена»
  • «Медицинское обслуживание должно быть платным»
  • «Клонирование человека должно быть запрещено»
  • «Допинг в спорте должен быть запрещен»
  • «Эвтаназию надо легализовать»
  • «Аборты надо запретить»
  • «Централизованное тестирование надо отменить»
  • «Государственная медицина лучше частной»
  • «Использование животных в научных исследованиях не оправдано»
  • «Союзному государству Беларуси-России быть»
  • «В парламенте для сохранения преемственности власти должно оставаться 30% кандидатов прежнего состава»
  • «Необходимо создать молодежный парламент как механизм формирования резерва управленческих кадров»

Онлайн-дебаты на тему «Дистанционное обучение»:

  • «XXI век – век конца идеологий»
  • «СМИ имеет вредное влияние на наше общество»
  • «Должно существовать разделение церкви и государства»
  • «Глобализация – ящик Пандоры XXI века»
  • «Технический прогресс изменил нашу жизнь к худшему»
  • «Феминизм – вредная идеология»