Университет Структура Кафедры Биологической химии

Учебный процесс на кафедре проводится на всех факультетах университета в соответствии с типовыми и учебными рабочими программами:

  • лечебный факультет – по специальности «Лечебное дело»;
  • факультет иностранных учащихся – по специальности «Лечебное дело»;
  • педиатрический факультет – по специальности «Педиатрия»;
  • медико-психологический факультет – по специальности «Медико-психологическое дело»;
  • медико-диагностический факультет – по специальностям: «Медико-диагностическое дело», «Сестринское дело».

Студенты всех факультетов изучают дисциплину: «Биологическая химия» (III-IV семестр). По дисциплине «Биологическая химия» предусмотрен зачет по итогам III семестра, курсовые экзамены по предмету на лечебном, педиатрическом, медико-диагностическом и медико-психологическом факультетах, факультете иностранных учащихся.

Для студентов лечебного факультета предлагаются факультативные курсы на тему «Методы молекулярной биологии» (2 курс) и «Биохимия патологических процессов» (3 курс).

Учебный процесс на кафедре регламентируется учебно-методическими комплексами с учетом специфики обучения на каждом факультете.

Учебно-методический комплекс включает следующие разделы:

  • типовая и учебная программы;
  • лекционный курс (с мультимедийным сопровождением);
  • методические рекомендации по биологической химии для всех факультетов;
  • руководство для выполнения лабораторных работ по биологической химии;
  • сборники тестовых вопросов по биологической химии для студентов всех факультетов;
  • экзаменационные вопросы;
  • критерии оценки знаний  студентов по биологической химии при устном (или письменном) ответ.

Лабораторные занятия по биологической химии проводятся еженедельно, продолжительность занятия – 3 академических часа, Медико-психологическом факультете - 2,5 часа. Структуру занятия формируют два основных блока: I – контроль знаний студентов; II – лабораторная работа.

Для контроля знаний студентов используются разные подходы:

  • письменная контрольная работа;
  • устное собеседование;
  • рубежное компьютерное тестирование по основным разделам дисциплины;
  • контрольное занятие (две в III семестре и две в IV семестре).

На кафедре созданы профилизированные руководства к лабораторным занятиям по биологической химии для всех факультетов, в которых дана схема этапов выполнения биохимических методик и изложено клинико-диагностическое значение определяемых биохимических показателей. Эти руководства существенно оптимизируют подготовку к занятию и выполнение студентами лабораторного исследования. Студенты самостоятельно выполняют на занятиях биохимические методики с использованием приборного технопарка кафедры, вносят в рабочие протоколы результаты исследований и объясняют полученные результаты в форме выводов, что способствует формированию клинического системного мышления.

В учебный процесс кафедры внедрена самостоятельная контролируемая аудиторная работа студентов перед текущим итоговым занятием. Она включает:

1) индивидуальное составление метаболической карты по энергетическому, аминокислотному, углеводному и липидному обменам с нанесением на карту дополнительной медико-биологической информации;

2) блок типовых ситуационных задач, решение которых может быть выполнено при успешном освоении теоретического материала. Такой подход позволяет исключить механическое запоминание учебного материала и способствует развитию абстрактного и клинического мышления у студентов, формированию и развитию творческого подхода.

В связи с широким внедрением в системе высшей школы компьютерного тестирования для каждого факультета подготовлены и изданы сборники тестовых заданий по биологической химии. Сборники составлены в соответствии с учебными планами и действующими учебными программами и включают вопросы по всем разделам дисциплины, по основным биохимическим показателям и их клинико-диагностическому значению. Такой подход обеспечивает взаимосвязь знаний, полученных при изучении биохимии с другими медико-биологическими и клиническими дисциплинами. Предэкзаменационное компьютерное тестирование проводится на последнем занятии IV семестра.

Инновационным подходом в учебном процессе на кафедре биологической химии является проведение предметных олимпиад для всех факультетов. Данная форма учебного процесса стимулирует мотивацию студентов к углубленному изучению предмета, способствует уходу от стереотипных форм обучения, расширяет научное мировоззрение студентов, совершенствует их коммуникативные навыки в интеллектуальной и профессиональной сфере.

Преподавателями кафедры подготовлены учебно-методические издания:

  • 1 учебник;
  • 115 учебно-методических пособий руководств, в том числе 8 с грифом МО РБ и 2 с грифом учебно-методического объединения по медицинскому образованию;
  • 17 типовых учебных программ;
  • более 80 учебно-методических публикаций.

Учебные материалы кафедры