Коллектив кафедры 1983г.

Коллектив кафедры 2003г.

Коллектив кафедры 2011г.

Коллектив кафедры 2013г.

Кафедра пропедевтики внутренних болезней Гродненского государственного медицинского университета была организована 1 августа 1960 года. Первые 3 года заведующим кафедрой был профессор Н. И. Шварц, прибывший из г. Ленинграда. Преподавателями кафедры в это время были к.м.н., доцент Г.В. Кулаго, к.м.н., ассистент В.М. Борец, к.м.н., ассистент И.С. Гельберг и ассистент А.Д. Лавриненко. В последующем почти все они стали докторами медицинских наук, профессорами, заведующими кафедр (Г.В. Кулаго, В.М. Борец, И.С. Гельберг). Основная роль в развитии кафедры принадлежит коллективу, руководимому с 1963 по 1986г.г. профессором Г.В. Кулаго. Именно в эти годы закончилось формирование и состава кафедры. Так, на кафедре работали преподаватели: Д.Ф. Кулеш (к.м.н., доцент), И.Ф. Мирончик (к.м.н., доцент), Д.Е. Борейша (к.м.н., ассистент), И.М. Гуща (к.м.н., ассистент), Г.М. Авер (к.м.н., ассистент), В.И. Дедуль (к.м.н., ассистент), Е.Н. Кежун (к.м.н., ассистент), М.А. Добродей (ассистент), И.И. Ильина (ассистент), В.Н. Коваленко (к.м.н., ассистент), Е.Н. Хотим (к.м.н., ассистент), А.И. Шевчук (к.м.н., ассистент), Т.Н. Якубчик (к.м.н., ассистент), С.И. Лукашик (ассистент). В этот период на кафедре особое внимание уделялось развитию и совершенствованию учебно-воспитательной работы со студентами, методически правильной постановке педагогического процесса, отработке студентами практических навыков. Были изданы методические рекомендации, учебные пособия и другие разработки по всем программным вопросам пропедевтики внутренних болезней. Большинство публикаций этих лет также были посвящены именно методике преподавания.

Научно-исследовательская работа кафедры была направлена в основном на изучение патологии сердечно-сосудистой системы, диагностику и лечение основных ее заболеваний.

С 1986 по 2012 годы кафедрой руководил д.м.н., профессор М. А. Лис. В это время в коллективе кафедры стали работать Ю.Т. Солоненко, к.м.н. (1984), ассистент (1986), доцент (1999); К.Ю. Конколь, клинический ординатор (1986), аспирант (1987), ассистент (1990), к.м.н. (1990), заведующий кафедрой факультетской терапией (1998); А.С. Скренда, к.м.н. (1975), ассистент (1989), доцент (2003); В.И. Илькевич, ассистент (1989); К.Н. Соколов, аспирант (1989), ассистент (1992), к.м.н. (1994), доцент (2002); С.А. Котова, ассистент (1997), к.м.н. (2000); Е.А. Балла, ассистент (1998); Гришкевич И.В. ассистент (1999); Т.П. Пронько, аспирант (2000), к.м.н. (2003), ассистент (2004), доцент (2008); А.В. Пырочкин, аспирант (2006), ассистент (2007), к.м.н. (2009); А.В. Болтач, аспирант (2006), ассистент (2007), к.м.н. (2010); О.И. Пыжевская, ассистент (2007); Н.В. Сицко, ассистент (2006); О.В. Отливанова, ассистент (2008); И.И. Горовенко, ассистент (2010); Е.М. Сурмач, ассистент (2010); Э.Э. Поплавская, аспирант (2009), ассистент (2012).

Коллектив кафедры сохранил и продолжил традиции по четкой организации, методически правильной постановке педагогического процесса. Преподавание стало проводиться не только на лечебном, но и на педиатрическом, медико-психологическом и медико-диагностическом факультете, факультете иностранных учащихся, в субординатуре. В соавторстве с преподавателями Белорусского медуниверситета разработаны и утверждены программы обучения пропедевтической терапии на всех вышеуказанных факультетах.

За последние 5 лет изданы с грифом Министерства образования Республики Беларусь 4 учебных пособия для студентов различных факультетов:

1. Общий уход за терапевтическими больными: учебное пособие для студентов II курса лечебного факультета / Лис М.А., Солоненко Ю.Т., Соколов К.Н., Добродей М.А., Коваленко В.Н., Кузнецова А.А./ - Гродно: издательство ГрГМУ, 2006. - 215с.

2. Лис М.А., Соколов К.Н., Солоненко Ю.Т. Основы диагностики и лечения внутренних болезней: учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер. - Гродно: издательство ГрГМУ, 2006 - 550с.

3. Лис М.А., Солоненко Ю.Т., Соколов К.Н. Пропедевтика внутренних болезней: учебное пособие для студентов лечебного, медико-психологического факультетов и факультета иностранных учащихся. - Гродно: издательство ГрГМУ, 2007 - 510с.

4. Лис М.А., Солоненко Ю.Т., Соколов К.Н. Пропедевтика внутренних болезней: учебное пособие для студентов педиатрического факультета. – Гродно: издательство ГрГМУ, 2008 - с. 380.

5. Лис М.А., Соколов К.Н., Солоненко Ю.Т. История болезни (клиническое обследование больного в терапии и правила оформления учебной истории болезни): учеб. пособие для студентов лечеб., педиатр., медико-психологического факультетов мед. вузов. - Гродно: ГрГМУ, 2008. - 116 c.

В 2012 году издательстве «Гревцова», г. Минск, вышел в свет учебник по пропедевтике внутренних болезней, авторов М.А. Лиса, Ю.Т. Солоненко, К.Н. Соколова, по которому обучаются студенты не только ГрГМУ, но и других медицинских ВУЗов республики.

С приходом М.А. Лиса оживилась научная работа кафедры. С 1986г. основным научным направлением стало изучение комплекса показателей, отражающих состояние энергообеспеченности миокарда, показателей дисфункции эндотелия, исследование эффективности патогенетической терапии, метаболически активных препаратов, ранней физической реабилитации у больных ИБС, в том числе и инфарктом миокарда, гипертонической болезнью. Результаты НИР нашли свое отражение в 4 монографиях, 4 изобретениях, в более чем 100 рационализаторских предложениях и в 50 учебно-методических рекомендациях для студентов.

С момента организации кафедры защищены 2 докторские, 17 кандидатских диссертаций. Организованы и проведены 2 научно-практические конференции с изданием сборников трудов. С 2008 года кафедра занимается проблемами диагностики и лечения безболевой ишемии миокарда. По этой проблеме запланированы три кандидатские диссертации. Осуществляется международное сотрудничество с клиникой кардиологии Белостоцкого медицинского университета (Республика Польша).

С 2012 года кафедрой стала руководить к.м.н., доцент Пронько Т.П. Она активно внедряет в учебном процессе инновационные методики и формы обучения, направленные на развитие учебно-познавательной и коммуникативной компетентностей студентов (методы групповых коммуникаций с использованием форума, on-line тестирование).