Университет Об университете Музеи Музей истории университета Проект "Связь времен и поколений"

Чтобы грамотно преподавать будущим врачам, надо быть отличным практиком и теоретиком.

(ВАСИЛЬЕВ ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ)

…Конечно, уместно  начать именно  так, как  написано  в  энциклопедии

Белорусской, например). Васильев Владимир Семенович (12.10.1936),

 инфекционист, доктор медицинских наук, профессор; родился в г. Витебске в семье рабочих…

Ну и так далее по тексту. Что же, можно и так. Только не хочется.

Уж очень не вяжется имя Владимира Семеновича, его интересная судьба,

со скупостью энциклопедических строк.

 

Люди - заложники судьбы и обстоятельств. Они способны меняться, приспосабливаться и, к сожалению, под воздействием каких-либо «благоприятных»  обстоятельств портиться. Их могут разбаловать собственные успехи, признание, положение, власть и другие жизненные ситуации. Все реже  встретишь человека, который многого добился, но сохранил простоту, отзывчивость, доброту, способность одинаково общаться как с рабочим, так и с высокообразованным человеком.

Васильев Владимир Семёнович - личность невероятного ума и силы духа, жизненной мудрости и чувства юмора; человек, начитанный, и сохранивший тягу к знаниям, замечательный  педагог и философ по жизни. Кроме того, Владимир Семенович оказался еще и грамотным руководителем, смелым и настойчивым… казалось, что с самого детства он хотел быть врачом…

- Я пошел в школу в 1945 году сразу во второй класс. Я уже умел читать и писать, меня этому научила мама. Во время войны я, конечно, имел возможность ходить в школу, но это было слишком опасно, и поэтому азбуке я обучался дома…Нет, я совсем не думал о карьере врача в школьные годы, уж очень хотел быть, как свои старшие братья, военно-морским офицером, но не прошел по здоровью. А поступать в Витебский медицинский институт в 1954 году меня сагитировали студенты этого же института.

Ни для кого не секрет, что самая сложная и ответственная учеба в медицинских ВУЗах. Попадая в стены этого заведения молодым и беззаботным, очень быстро взрослеешь, становишься дисциплинированным, много времени отдаешь учебе, так как понимаешь, что врач не имеет права на ошибку. Особенно тяжело студентам было в послевоенные годы…

- Трудно было учиться. Первые два года мы платили за обучение, хотя и стипендию тоже получали. Отличникам ее поднимали на 25%, но если у тебя была хотя бы одна тройка, ее вообще не давали. С деньгами было туго, поэтому днем мы учились, а ночью разгружали вагоны. С другой стороны студенческие годы всегда вспоминаешь с удовольствием… На курсе у нас было 230 человек, из них в дальнейшем выйдет 15 докторов медицинских наук. Сами посудите, это много. Я учился в 8-ой группе, одной из самых успевающих и дружных, исполнял обязанности старосты. Особенно тесно мы общались с ребятами из 12-ой группы, вместе учились и отдыхали, в этой группе старостой была моя будущая жена. Своих институтских друзей Шейнкина Леонида Фаевеливича и Пяткевича Михаила Михайловича никогда не забуду, и даже сейчас, когда нас разделяет расстояние (живем в разных городах), мы частенько созваниваемся. Ох, как же это было давно…вместе с Мишей мы пели в мужской вокальной группе.

Свою научную деятельность я начал под руководством доцента Дозорец Ю.Л. (госпитальная терапия) и профессора Резникова А.И. (кафедра инфекционных болезней), выполнил две научные работы.

В 1960 году Владимир Семенович с отличием окончил Витебский  медицинский институт и поехал по направлению преподавателем инфекционных болезней и фармакологии в Юратишковское училище Гродненской области, совмещая педагогическую работу и «часы по основной специальности» в горпоселковой больнице. Неординарные способности преподавателя и врача были замечены руководством здравоохранения  области и Гродненского мединститута, и в 1963 году Владимира Семеновича избирают по конкурсу на должность ассистента кафедры инфекционных болезней Гродненского государственного медицинского института, которой заведовал тогда доцент Хочава А.И. За плечами Васильева В.С. не было интернатуры, поэтому, чтобы соответствовать требованиям кафедры, он постоянно занимался самообразованием, много читал.

Включение в активную научную деятельность позволило В.С. Васильеву успешно защитить в 1969 году кандидатскую диссертацию в Каунасском медицинском институте и сразу же приступить к выполнению докторской. Его разработки касались иммунного ответа и цитохимии иммунокомпетентных клеток при вирусных гепатитах в условиях преднизалонотерапии и пирогеналотерапии. Несмотря на все трудности, докторская была успешно защищена в Военно-медицинской академии. Педагогическая, врачебная и научная деятельность успешно сочеталась с большой общественной работой, а на вопрос: «Что же нравилось больше?», Владимир Семенович отвечал: «Это вещи неразделимые, так как кафедра у меня клиническая. Тут надо быть отличным практиком и теоретиком, чтобы грамотно преподавать это будущим врачам. А со студентами интересно работать, когда они заинтересованы в предмете и стараются запомнить все, что я говорю и на что делаю акценты. Этим они дают мне колоссальный эмоциональный заряд».

Васильев В.С. в 1971 г. был избран доцентом кафедры инфекционных болезней, а в январе 1978 стал заведующим, одновременно являясь и заместителем декана нескольких курсов. В 1980 году он становится проректором по научной работе, а с 1987 - по учебной. 

За шесть лет работы проректором по науке он смог активизировать подготовку докторов и кандидатов наук, поднять изобретательскую и рационализаторскую деятельность. Институт, выдерживая огромную конкуренцию, четыре года подряд занимал первое место по активности этого рода научной деятельности. Владимир Семенович был активным участником в организации и формировании педиатрического, медико-психологического и сестринского факультетов. Чтобы улучшить качество знаний студентов, он ввел письменный экзамен на своей кафедре. Кроме того, Владимир Семенович разработал свою программу развития высшей медицинской школы, которая, по его мнению, больше подходит нашему государству. Активно занимаясь общественной деятельностью, профессор не забывает и о научной. Им опубликовано около 200 научных и литературных работ, из которых три монографии, 6 изобретений, 32 рационализаторских предложения. Васильев В.С. – автор пособия «Практика инфекциониста». Под его руководством подготовлены одна докторская и 5 кандидатских диссертаций.

За высокие показатели в учебной, научной и лечебной работе В.С. Васильев награжден Орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть» и «Ветеран труда», Грамотой Верховного Совета БССР, значком «Отличник здравоохранения». Профессор Васильев В.С. является членом экспертного совета ВАК Республики Беларусь по медицине, председателем Гродненского отделения Белорусского научного общества инфекционистов.

Хочется сказать больше: именно такие люди являются двигателями мирового прогресса, эталоном для подражания и стимулом для всех работать над собой.

Александра Бирюкова


Материал публикуется в авторском исполнении с сохранением фамилии студента, собиравшего материал в 2000-е годы.