Гальцев Владимир Андреевич
В медицину – по зову сердца!
Мудрость – это умение сопоставлять, но не опровергать чужие мысли.
В.А. Гальцев
В медицину приходят исключительные, талантливые и добродетельные люди. Эти качества мы находим во многих врачах практического звена здравоохранения, тех, кто диагностирует и лечит во спасение жизни. Другая категория Врачей с большой буквы – это медики-педагоги, которые вместе со своими знаниями и умениями передают студентам, будущим врачам, частичку своего сердца, своей души… отдают с надеждой воспитать в каждом ответственность и любовь к профессии. Преподаватель хочет видеть своего ученика достойным человеком с добрым именем, для которого клятва Гиппократа – не просто слова в день выпускного… Владимир Андреевич Гальцев – пример того, как надо относиться к выбранному делу - «лечить и учить»!
- Профессия врача – это больше, чем специальность, ведь медицина – это образ жизни. Иначе быть не может. Хорошим врачом может стать только хороший человек, потому что помощь больным – это весьма обширное понятие: хирургия, терапия, медицинская психология… Именно понимание, доброжелательное отношение к пациенту должен воспитать медуниверситет у будущего врача. На протяжении своей преподавательской деятельности в ГрГМИ я постоянно показывал студентам необходимость альтруизма, даже самопожертвования на благо здоровья человека, хотя, если честно, нередко приходилось активно бороться и с эгоизмом, и с ленью, и со многими другими чуждыми профессии врача человеческими качествами. Я рад за своих учеников, которые внесли вклад в медицинскую науку, в организацию здравоохранения, в учебно-методическую работу родного вуза. За 50 лет в истории ГрГМУ произошло много ярких и запоминающихся событий, введено много новшеств и реформ. Надеюсь, что и в будущем наша alma mater будет только гордиться своими выпускниками.
В начале 1941 года Владимир Андреевич Гальцев оканчивает Балашовскую фельдшерско-акушерскую школу (Саратовская область), в связи с военными действиями – досрочно. Этот момент можно считать началом его пути в медицину, именно тогда и был сделан серьезный выбор, выбор на всю жизнь: посвятить себя лечебному делу. Далее: сложные, трагические, страшные годы Великой Отечественной войны… много воспоминаний, чувств и эмоций, жутких, необычайно тяжелых, таких, которые трудно забыть, которые невозможно стереть из памяти.
Владимир Андреевич служил медиком на Дальнем Востоке в урских войсках (укрепрайон) 2-й Краснознаменной Красной Армии, воевал в Манчжурии (местечке Чай-да-Шан). Испытание временем, страхом, страданиями других людей… Не менее тяжелым оказалось послевоенное время, годы возрождения и воссоздания городов и сел родной страны. 1946 г. – демобилизация.
В 1952 году В.А.Гальцев оканчивает лечебный факультет Таджикского медицинского института. В течение учебы он успешно сочетал общественную и научную деятельность. До 1954 года работает по распределению главным врачом в Файзабатском районе Таджикской ССР. Заканчивает аспирантуру по специальности «внутренние болезни», в должности ассистента кафедры факультетской терапии начинает преподавать в Таджикском мединституте.
Уже тогда формируются основные принципы в работе, которые сегодня Владимир Андреевич называет «тезисом своей жизни»: Честность. Справедливость. Доброжелательность. Скромность. Вспоминая об учебном процессе на кафедре, он отмечает большую роль СНО в подготовке грамотных молодых специалистов, в формировании научного мышления, подчеркивает важность тщательного анамнеза с особым вниманием, терпением и тактичностью в отношении каждого пациента, ведь раньше в целях правильной диагностики анамнез собирали часами. Владимир Андреевич с интересом изучает культурное наследие страны и зарубежья, посещает Центральную научную медицинскую библиотеку в Москве.
В 1965 году Владимир Андреевич Гальцев приступает к работе в качестве ассистента кафедры факультетской терапии Гродненского государственного медицинского института. Вместе с женой и двумя детьми, Татьяной и Михаилом, переезжает в Гродно. Очень полезными оказываются знания, полученные в годы преподавания в Таджикистане. Владимир Андреевич легко находит подход к студентам, достаточно быстро вливается в дружный коллектив кафедры факультетской терапии под руководством Бориса Марковича Брагинского, серьезного и справедливого организатора. Любимыми темами занятий для В.А.Гальцева были следующие: «Заболевания крови», «Коронарная болезнь (ИБС)», что напрямую связано его диссертацией (1956г.): «Влияние витаминов В6 и В2 на гемопоэз при анемиях», кстати, анемии в Таджикистане занимали важное место в краевой патологии.
Конечно, интересной и разнообразной была жизнь сотрудника университета: работа со студентами - кружковцами, подготовка научных докладов к ежегодным конференциям, традиционные походы куратора со студенческими группами в музей, кино, встречи в общежитиях.
Владимир Андреевич Гальцев понимает, что мудрость – это умение сопоставлять, но не опровергать чужие мысли. К такому выводу он приходит через годы преподавания в медицинских вузах. Владимир Андреевич рассказывает, как порой студент от волнения перед экзаменом мог забыть даже свою фамилию, как серьезно был построен учебный процесс на кафедре, и с каким старанием относились молодые люди к обучению. И уже, будучи доцентом кафедры факультетской терапии, он продолжает занимать активную научную, и в то же время воспитательную позицию в отношении студентов, он остается верен своему принципу растить в молодых людях добродетель и благородство.
- Вспоминаю сплоченный, дисциплинированный коллектив кафедры факультетской терапии ГрГМИ, Б.М.Брагинского, В.М.Борец, совместную работу с профессором М.А.Лисом, со многими другими врачами, посвятившими себя святому делу – преподаванию врачебных дисциплин. Хочу подчеркнуть: в медицину надо идти по зову сердца. Не иначе.
Светлана Дудук
Материал публикуется в авторском исполнении с сохранением фамилии студента, собиравшего материал в 2000-е годы.