Ответственный за научную работу - Кудашевич Дарья Валерьевна.
Сфера научных интересов сотрудников кафедры психологии и педагогики
Воронко Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент
|
Социальная психология, педагогическая психология, социальные установки, психология и педагогика высшего образования. |
Букша Лилия Францевна, Кандидат педагогических наук |
Личностное и профессиональное развитие студентов, духовно-нравственное развитие личности, возрастная психология, интерактивные методы обучения и инновационные психолого-педагогические технологии. |
Кевляк-Домбровская Люцина Эдвардовна, |
Психологические основы обучения, психологические особенности человека на разных этапах возрастного онтогенеза. |
Кудашевич Дарья Валерьевна, магистр психологических наук |
Психология личности, психология семейных отношений, дифференциальная психология. |
Кузмицкая Юлия Леонидовна, |
Психологические особенности личности; психология семейных отношений; перинатальная психология и психология родительства, психология телесности. |
Полубок Наталья Викторовна |
Социальная психология, представление о себе и о других, эмоциональный интеллект |
Полудень Наталья Леонидовна, магистр психологических наук |
Психология личности, медицинская психология, психология общения во врачебной деятельности. |
Саков Валерий Михайлович, магистр психологических наук |
Психология личности, история и теория культуры, классический психоанализ, экзистенциализм |
Спасюк Таиса Ивановна, |
Психология семейных отношений; психология и педагогика высшего образования. |
Филипович Вита Иосифовна, |
Психология личности; кризисная психология; качественные методы исследования. |
В разное время на кафедре выполнялись научно-исследовательские работы.
1. «Формирование коммуникативных компетенций студентов медвуза посредством реализации эвристических технологий в обучении» (2011-2014), научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор А.Д.Король.
2. «Уровень и структура мотивации студентов в зависимости от возможности обучения по программе подготовки офицеров медицинской службы запаса» (2014-2017), научные руководители – кандидат медицинских наук, доцент С.Л.Бойко и кандидат медицинских наук, доцент В.М.Ивашин.
3. «Оценка медико-социального бремени органических психических расстройств» (2014-2016), научный руководитель – кандидат медицинских наук, доцент С.Л.Бойко (Грант БРФФИ-М).
4. «Комплексная оценка состояния психического здоровья лиц призывного возраста» (2017-2019), научный руководитель – кандидат медицинских наук, доцент С.Л.Бойко.
5. «Оценка комплаенса у пациентов с фибрилляцией предсердий» (2019-2022), научный руководитель – кандидат медицинских наук, доцент С.Л.Бойко (Грант БРФФИ-М).
6. «Социальная ответственность как часть корпоративной культуры здравоохранения и фактор управления качеством медицинской помощи (на примере организаций кардиологического профиля)», научный руководитель – заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, доктор медицинских наук, доцент М.Ю.Сурмач.
7. Пилотный проект по созданию и развитию Центров мониторинга профессиональных рисков и психологической поддержки медицинских работников (2019-2022).
С 2023 года выполняется научно-исследовательская работа по теме «Психологическое здоровье студентов медицинского университета в контексте компетентностного подхода», научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Е.В.Воронко.
В разное время сотрудниками кафедры выполнялись диссертационные исследования.
Е.В.Воронко «Минимизация вторичной алекситимии студентов в образовательном процессе учреждений высшего медицинского образования», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2009 – 2016 гг.).
Ю.Л.Кузмицкая «Взаимосвязь тактик дисциплинирования ребенка в семье и агрессивного поведения школьников», аспирантура Белорусского государственного университета (2011 – 2015 гг.).
Л.Э.Кевляк-Домбровская «Сравнительная характеристика внешкольной подготовки к экзаменационным испытаниям (Польша, Украина, Беларусь), докторантура Варшавского университета (2009 – 2013 гг.), а также «Организационно-педагогические условия оценивания как фактор учебной успешности студентов при изучении гуманитарных дисциплин», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2015 – 2019 г.г.).
В.М. Саков «Экзистенциальные фрустрации личности в условиях динамики современной культуры: механизмы преодоления», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2019 – 2022).
Д.В.Кудашевич «Романтические отношения как фактор эмоционального благополучия и рискованного поведения личности в подростковом и юношеском возрасте», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (с 2020 по наст.время).
С момента создания кафедры психологии и педагогики (2008 г.) плодотворная научно-исследовательская работа сотрудников реализовалась в защите 1 докторской диссертации (А.Д. Король, 2009), 2 кандидатских (Ю.Л. Кузмицкая, 2017, Е.В. Воронко, 2018), 7 магистерских диссертациях (Е.В. Воронко, Л.Э. Кевляк-Домбровская, Ю.Л. Кузмицкая, Т.И. Спасюк, А.В. Романовский, Н.Л. Полудень, Д.В. Кудашевич), 1 докторской диссертации (PhD) в сфере «Педагогика» в Республике Польша (Л.Э. Кевляк-Домбровская, 2013).
Результаты научно-исследовательской работы кафедры опубликованы в 4 монографиях, в более чем 200 статьях в периодических отечественных и зарубежных изданиях. Основные материалы представлены и апробированы на научно-практических конференциях разного уровня.
Научная и практическая значимость исследовательских проектов подтверждена актами внедрения в учебно-образовательный процесс кафедры психологии и педагогики УО «ГрГМУ», кафедры психологии БГУ, кафедры общей и социальной психологии УО «ГрГУ им. Я. Купалы» и в лечебную практику УЗ «Гродненский областной клинический кардиологический центр» и УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология». Результаты НИР используются при проведении лекционных и практических занятий, а также применяются в практическом здравоохранении и воспитательном процессе учреждений образования. Внедрение результатов НИР в учебный процесс психологических кафедр ведущих ВУЗов Республики Беларусь возможно благодаря поддержанию творческих научных связей кафедры психологии и педагогики УО «ГрГМУ» с кафедрой психологии БГУ, с кафедрой общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии УО «ГрГУ им. Я. Купалы», с кафедрой психологии и педагогики УО «ВГМУ», с кафедрой психологии и конфликтологии УО «РГСУ».
Список основных научных и учебно-методических публикаций за 2019-2021 годы
- Кузмицкая, Ю. Л. Психология семейных отношений / Ю. Л. Кузмицкая, Е. В. Воронко. – Гродно : ГрГМУ, 2021. – 303 с
- Полудень, Н.Л. Психологические характеристики пациентов после аортокоронарного шунтирования / Н.Л. Полудень // Инновационные идеи молодых исследователей: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / ред. кол.: Соловьев И.А. [и др.] – Уфа: НИЦ Вестник науки, 2020. – С.52-61
- Полудень, Н.Л. Особенности структуры самоотношения подростков с девиантным поведением / Н.Л. Полудень //Актуальные вопросы современной науки: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / ред. кол.: Соловьев И.А. [и др.] – Уфа: НИЦ Вестник науки, 2020. – С.32-35
- Полудень, Н.Л. Психологические характеристики пациентов с ХИБС после аортокоронарного шунтирования / Н.Л. Полудень // Актуальные проблемы медицины: материалы ежегод. итоговой науч.-практ. конф., Гродно, 24 янв. 2020 г. / Гродн. гос. мед. ун-т ; отв.ред. В. А. Снежицкий. – Гродно, 2020.
- Полудень Н.Л. Ценностные ориентации пациентов кардиологического профиля в послеоперационный и ранний восстановительный периоды / Н.Л. Полудень // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: сб.трудов по материалам IV Международного конкурса науч.-исслед.работ /ред.кол.: Соловьев И.А. [ и др.] – Уфа: НИЦ Вестник науки, 2021.- С.142 -150
- Саков, В.М. Экзистенциальная фрустрация как структурное основание педагогической неудачи В. Франкла / С.В. Саков // Актуальные проблемы медицины: материалы ежегод. итоговой науч.-практ. конф., Гродно, 28-29 янв. 2021 г. / Гродн. гос. мед. ун-т ; отв.ред. Е.Н. Короткова. – Гродно, 2021
- Кудашевич Д.В. Представления юношей и девушек о способах совладания с трудностями в семейных отношениях // Ступени : сб. науч. ст. магистрантов и аспирантов / ред. кол.: А.В. Ракицкая [и др.]; под науч. ред. К.В. Каскеновой. – Гродно : ГрГУ, 2020. – С.56-60.
- Кудашевич, Д.В. Представления о трудностях в романтических отношениях в юношеском возрасте/ Д.В. Кудашевич // Актуальные проблемы современной психологии : сб. материалов XX Междунар. студ. науч.-практ. конф. / ред. кол.: А.В. Ракицкая, К.В. Каскенова. – Гродно: ГрГУ, 2020. – С.102-107
- Кудашевич, Д.В. Влияние длительности романтических отношений на выбор партнерами стратегий совладания/ Д.В. Кудашевич // Соціально-психологічні технології розвитку особистості : Зб. наук. праць за матеріалами V Міжнародної науково-практичної конференції молодих вчених, аспірантів та студентів (м. Херсон, 14 травня 2020 р.) / ред. колегія: А. М. Яцюк, Н. О. Олейник, В. В. Мойсеєнко та ін. – Херсон : ФОП Вишемирський В.С., 2020. – С. 191-193.
- Кудашевич, Д.В. Влияние фактора пола на выбор стратегий совладания с трудностями в романтических отношениях / Д.В. Кудашевич / Психология образования будущего: от традиций к инновациям: сб. материалов IV междунар. конф. / ред. кол.: Н.В. Нижегородцева [и др.]. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020. – С. 47-53.
- Кежун, Е.Р. Связь профессионального самоотношения и эмоционального выгорания у медицинских работников / Е.Р. Кежун // Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований : материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 18–19 ноября 2020 г. / под ред. А. Б.Холмогоровой [и др.] – Москва, 2020. – С. 73-75.
Список научных и учебно-методических публикаций за 2014-2018 годы
- Бойко, С.Л. Демографическая характеристика населения – первичный показатель в определении целевых контингентов при планировании медицинской помощи // С.Л. Бойко, И.В. Бойко, А.В. Воронец / Материалы III Международного Форума «Инновации в медицине: основные проблемы и пути их решения». – Новосибирск. – 2014. – С.278-282.
- Бойко, С.Л. Переживание кризиса смысла жизни в связи с рождением ребенка / С.Л. Бойко // XIII Всероссийская школа молодых психиатров "Суздаль 2017", 23-28 апреля 2017 г. – Суздаль, 2017. – С.53-56.
- Бойко, С.Л. Возможности ранней диагностики когнитивных нарушений у пациентов с фибрилляцией предсердий / С.Л. Бойко // Депрессия - вызов XXI века: материалы 4-й Костромской Всероссийской школы молодых ученых и специалистов в области психического здоровья с международным участием. – Кострома, 2018. – С.58–62.
- Бойко, С.Л. Психологическая диагностика легких когнитивных нарушений на этапе стационарного лечения пациентов с первым эпизодом мерцательной аритмии / С.Л. Бойко // Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития: материалы Всероссийского конгресса с международным участием, Санкт-Петербург, 30-31 марта 2018 г. – Москва, 2018. – С.103.
- Бойко, С.Л. Динамический анализ причин негодности призывников к военной службе в Республике Беларусь / С.Л. Бойко, И.А. Лелявко, Т.И. Спасюк, С.В. Флюрик, А.В. Соловьев, Д.А. Александрович // Сборник материалов V съезда психиатров и наркологов Республики Беларусь, Гродно, 17-18 мая 2018 г. – Минск, 2018. – С.22–24
- Бойко, С.Л. Взаимопосещение занятий как средство формирования профессиональной компетентности преподавателя / С.Л. Бойко, Ф.Г. Гаджиева, А.М. Колышко, Т.И. Спасюк // Актуальные проблемы диагностики, лечения, реабилитации психических расстройств и неврологических заболеваний [Электронный ресурс]: сборник материалов областного научно-практического семинара, посвященного 25-летию медико-психологического факультета Гродненского государственного медицинского университета, 18 мая 2018 г. / [редкол.: М. А. Ассанович (отв. ред.) и др.]. – Электрон. текст. дан. (объем 3 Мб). – Гродно, ГрГМУ, 2018. – 1эл. опт. диск (CD-ROM).
- Общая и клиническая психодиагностика: пособие для студентов медико-психологического факультета / С.Л. Дудук. – Гродно: ГрГМУ, 2014. – 418 с.
- Fundamentals of Psychology and Pedagogy: Manual for foreign students / S.L. Duduk. - Grodno: GrSMU, 2014. – 149 p.
- Педагогика и психология высшей школы: пособие для студентов второй ступени высшего образования (магистратура) /С.Л. Бойко [ и др.]. – Гродно: ГрГМУ – 2015. – 320 с.
- Кевляк –Домбровская, Л.Э. Трансформация подходов к оцениванию учебных достижений студентов в высшей школе / Л.Э.Кевляк – Домбровска // Вестн. Гродн. гос. Ун-та имени Я. Купалы. Сер. 3 Филология. Педагогика. Психология. – 2016. Том 6, №3. – С. 119-127.
- Филипович, В.И. Взаимосвязь жизнестойкости личности и воспринимаемой социальной поддержки в норме и при пограничных психических расстройствах / В.И. Филипович // Актуальні проблеми психології: зб. наук. пр. / Ін-т психології ім. Г.С. Костюка НАПН України. – Київ, 2014. – Т. 10: Психологія навчання. Генетична психологія. Медична психологія. – Вип. 26. – С. 763–782.
- Филипович, В.И. Предикторы жизнестойкости личности при неврозах и в норме / В.И. Филипович // Медицинская психология. – 2015. – Т. 10, № 3 (39). – С. 7–13.
- Кузмицкая, Ю. Л. Социализация агрессивного поведения в родительско-детских отношениях / Ю. Л. Кузмицкая // Сборник науч. тр. Академии последипломного образования / Акад. последип. образ. –Минск, 2016. – Вып. 14 – С. 160–171.
- Кузмицкая, Ю. Л. Система «мать-дитя» как объект психопрофилактики: опыт оказания психологической помощи беременным женщинам на базе женской консультации / Ю. Л. Кузмицкая // Психологическое здоровье в контексте развития личности: сборник статей VIII Республиканской научн.-практ. конф., Брест, 16 февраля 2017 г. / БрГУ им. А. С. Пушкина. – Брест, 2017. – С. 88–91.
- Воронко, Е. В. Особенности применения психодидактической техноло¬гии минимизации алекситимии у студентов / Е. В. Воронко, Л. В. Марищук // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. / Респ. ин-т высш. шк. – Минск, 2017. – Вып. 17, ч.3. – С. 57–64.
- Воронко, Е. В.Психодидактическая алекситимия: возможности минимизации / Е. В. Воронко // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. науч. ст. / Респ. ин-т проф. образования. – Минск, 2018. – Вып. 8, ч. 2. – С. 183–191.