Сфера научных интересов кафедры психологии и педагогики достаточно разнообразна. В качестве основных направлений, отражающих ведущие научные интересы сотрудников кафедры, можно выделить: формирование ключевых компетенций обучающихся в педагогическом процессе медицинского ВУЗа; совершенствование учебного процесса (технологии, формы и методы формирования, развития ключевых компетенций обучающихся); мотивация и мотивационные процессы в учебной деятельности (мотивация достижения и избегания неудач); психологическое здоровье студентов и психолого-педагогические условия его поддержания и коррекции; психология управления и организационная психология в системе здравоохранения (межличностное общение и взаимодействие, коммуникация в здравоохранении), социально-психологические проблемы современной семьи (родительско-детские отношения и их роль в формировании личности ребенка, материнство и отцовство как социально-психологические феномены, агрессия и насилие в семейных отношениях).

Работа в данных направлениях оформилась в самостоятельные научно-исследовательские проекты. В разное время на кафедре выполнялись следующие научно-исследовательские работы.

С 2011 г. по 2014 г. под руководством А.Д. Короля доктора педагогических наук, профессора выполнялась нефинансируемая научная работа «Формирование коммуникативных компетенций студентов медвуза посредством реализации эвристических технологий в обучении».

Паспорт

Цель и задачи

С 2014 г. по 2017 г. совместно с военной кафедрой нашего университета выполнялась нефинансируемая научно-исследовательская работа по теме «Уровень и структура мотивации студентов в зависимости от возможности обучения по программе подготовки офицеров медицинской службы запаса» под руководством кандидата медицинских наук, доцента С.Л. Бойко и кандидата медицинских наук, доцента В.М. Ивашина.

Паспорт

Цель и задачи

С 23.05.2014 г. по 31.03.2016 г. на кафедре выполнялась финансируемая научно-исследовательская работа «Оценка медико-социального бремени органических психических расстройств» под руководством кандидата медицинских наук, доцента С.Л. Бойко.

Цель и задачи

В настоящее время с января 2017 г. запланирована и активно разрабатывается межкафедральная НИР по теме «Комплексная оценка состояния психического здоровья лиц призывного возраста» (научный руководитель к.м.н., доцент С.Л. Бойко).

Паспорт

Цель и задачи

Исполнителями НИР кафедры в период с 2011 г. по настоящее время были ст. преподаватель, м.п.н. Е.В. Воронко, преподаватель,м.п.н. Л.Э. Кевляк-Домбровская, ст. преподаватель, к.психол.н. Ю.Л. Кузмицкая, преподаватель Е.Д. Мишина, ст. преподаватель, м.п.н. Т.И. Спасюк, преподаватель, м.психол.н. А.В. Романовский.

В разное время сотрудниками кафедры выполнялись диссертационные исследования. Е.В. Воронко «Минимизация вторичной алекситимии студентов в образовательном процессе учреждений высшего медицинского образования», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2009 – 2016 гг.). Ю.Л. Кузмицкая «Взаимосвязь тактик дисциплинирования ребенка в семье и агрессивного поведения школьников», аспирантура Белорусского государственного университета (2011 – 2015 гг.).Л.Э. Кевляк-Домбровская «Сравнительная характеристика внешкольной подготовки к экзменационным испытаниям (Польша, Украина, Беларусь), докторантура Варшавского университета (2009 – 2013 гг.), а также «Организационно-педагогические условия оценивания как фактор учебной успешности студентов при изучении гуманитарных дисциплин», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2015 – по настоящее время).

С момента создания кафедры психологии и педагогики (2008 г.) плодотворная научно-исследовательская работа сотрудников реализовалась в защите 1 докторской диссертации (А.Д. Король), 1 кандидатской (Ю.Л. Кузмицкая), 4 магистерских диссертациях (Е.В. Воронко, Л.Э. Кевляк-Домбровская,Ю.Л. Кузмицкая, Т.И. Спасюк). Л.Э. Кевляк-Домбровской защищена научная работа с присуждением степени доктора философии в сфере «Педагогика» (PhD).

Научная деятельность кафедры включает также подготовку монографий, публикаций научных статей в ведущих научных журналах и других изданиях. Результаты научно-исследовательской работы кафедры опубликованы в 4 монографиях, в более чем 100 статьях в периодических отечественных и зарубежных изданиях. Основные материалы представлены и апробированы в организованных кафедрой 2 научно-практических конференциях для студентов и молодых преподавателей.

Научная и практическая значимость исследовательских проектов подтверждена 35 актами внедрения в учебно-образовательный процесс кафедры психологии и педагогики УО «ГрГМУ», кафедры психологии БГУ, кафедры общей и социальной психологии УО «ГрГУ им. Я. Купалы». Результаты НИР используются при проведении лекционных и практических занятий, а также применяются в практическом здравоохранении и воспитательном процессе учреждений образования. Внедрение результатов НИР в учебные процессы ряда психологических кафедр ведущих ВУЗов Республики Беларусь возможно благодаря поддержанию творческих научных связей кафедры психологии и педагогики УО «ГрГМУ» с кафедрой психологии БГУ, с кафедрой общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии УО «ГрГУ им. Я. Купалы», с кафедрой психологии и педагогики УО «ВГМУ», с кафедрой психологии и конфликтологии УО «РГСУ».

Список научных и учебно-методических публикаций за 2014/2018 годы

  1. Бойко, С.Л. Демографическая характеристика населения – первичный показатель в определении целевых контингентов при  планировании медицинской помощи // С.Л. Бойко, И.В. Бойко, А.В. Воронец / Материалы III Международного Форума «Инновации в медицине: основные проблемы и пути их решения». – Новосибирск. – 2014. – С.278-282.
  2. Бойко, С.Л. Переживание кризиса смысла жизни в связи с рождением ребенка / С.Л. Бойко // XIII Всероссийская школа молодых психиатров "Суздаль 2017", 23-28 апреля 2017 г. – Суздаль, 2017. – С.53-56.
  3. Бойко, С.Л. Возможности ранней диагностики когнитивных нарушений у пациентов с фибрилляцией предсердий / С.Л. Бойко // Депрессия - вызов XXI века: материалы 4-й Костромской Всероссийской школы молодых ученых и специалистов в области психического здоровья с международным участием. – Кострома, 2018. – С.58–62.
  4. Бойко, С.Л. Психологическая диагностика легких когнитивных нарушений на этапе стационарного лечения пациентов с первым эпизодом мерцательной аритмии / С.Л. Бойко // Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития: материалы Всероссийского конгресса с международным участием, Санкт-Петербург, 30-31 марта 2018 г. – Москва, 2018. – С.103.
  5. Бойко, С.Л. Динамический анализ причин негодности призывников к военной службе в Республике Беларусь / С.Л. Бойко, И.А. Лелявко, Т.И. Спасюк, С.В. Флюрик, А.В. Соловьев, Д.А. Александрович // Сборник материалов V съезда психиатров и наркологов Республики Беларусь, Гродно, 17-18 мая 2018 г. – Минск, 2018. – С.22–24
  6. Бойко, С.Л. Взаимопосещение занятий как средство формирования профессиональной компетентности преподавателя / С.Л. Бойко, Ф.Г. Гаджиева, А.М. Колышко, Т.И. Спасюк // Актуальные проблемы диагностики, лечения, реабилитации психических расстройств и неврологических заболеваний [Электронный ресурс]: сборник материалов областного научно-практического семинара, посвященного 25-летию медико-психологического факультета Гродненского государственного медицинского университета, 18 мая 2018 г. / [редкол.: М. А. Ассанович (отв. ред.) и др.]. – Электрон. текст. дан. (объем 3 Мб). – Гродно, ГрГМУ, 2018. – 1эл. опт. диск (CD-ROM).
  7. Общая и клиническая психодиагностика: пособие для студентов медико-психологического факультета / С.Л. Дудук. – Гродно: ГрГМУ, 2014. – 418 с.
  8. Fundamentals of Psychology and Pedagogy: Manual for foreign students / S.L. Duduk. - Grodno: GrSMU, 2014. – 149 p.
  9. Педагогика и психология высшей школы: пособие для студентов второй ступени высшего образования (магистратура) /С.Л. Бойко [ и др.]. – Гродно: ГрГМУ – 2015. – 320 с.
  10. Кевляк –Домбровская, Л.Э. Трансформация подходов к оцениванию учебных достижений студентов в высшей школе / Л.Э.Кевляк – Домбровска // Вестн. Гродн. гос. Ун-та имени Я. Купалы. Сер. 3 Филология. Педагогика. Психология. – 2016. Том 6, №3. – С. 119-127.
  11. Филипович, В.И. Взаимосвязь жизнестойкости личности и воспринимаемой социальной поддержки в норме и при пограничных психических расстройствах / В.И. Филипович // Актуальні проблеми психології: зб. наук. пр. / Ін-т психології ім. Г.С. Костюка НАПН України. – Київ, 2014. – Т. 10: Психологія навчання. Генетична психологія. Медична психологія. – Вип. 26. – С. 763–782.
  12. Филипович, В.И. Предикторы жизнестойкости личности при неврозах и в норме / В.И. Филипович // Медицинская психология. – 2015. – Т. 10, № 3 (39). – С. 7–13.
  13. Кузмицкая, Ю. Л. Социализация агрессивного поведения в родительско-детских отношениях / Ю. Л. Кузмицкая // Сборник науч. тр. Академии последипломного образования / Акад. последип. образ.  –Минск, 2016. – Вып. 14 – С. 160–171.
  14. Кузмицкая, Ю. Л. Система «мать-дитя» как объект психопрофилактики: опыт оказания психологической помощи беременным женщинам на базе женской консультации / Ю. Л. Кузмицкая // Психологическое здоровье в контексте развития личности: сборник статей VIII Республиканской научн.-практ. конф., Брест, 16 февраля 2017 г. / БрГУ им. А. С. Пушкина. – Брест, 2017. – С. 88–91.
  15. Воронко, Е. В. Особенности применения психодидактической техноло¬гии минимизации алекситимии у студентов / Е. В. Воронко, Л. В. Марищук // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. / Респ. ин-т высш. шк. – Минск, 2017. – Вып. 17, ч.3. – С. 57–64.
  16. Воронко, Е. В.Психодидактическая алекситимия: возможности минимизации / Е. В. Воронко // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. науч. ст. / Респ. ин-т проф. образования. – Минск, 2018. – Вып. 8, ч. 2. – С. 183–191.