Сфера научных интересов кафедры психологии и педагогики достаточно разнообразна. В качестве основных направлений, отражающих ведущие научные интересы сотрудников кафедры, можно выделить: формирование ключевых компетенций обучающихся в педагогическом процессе медицинского ВУЗа; совершенствование учебного процесса (технологии, формы и методы формирования, развития ключевых компетенций обучающихся); мотивация и мотивационные процессы в учебной деятельности (мотивация достижения и избегания неудач); психологическое здоровье студентов и психолого-педагогические условия его поддержания и коррекции; психология управления и организационная психология в системе здравоохранения (межличностное общение и взаимодействие, коммуникация в здравоохранении), социально-психологические проблемы современной семьи (родительско-детские отношения и их роль в формировании личности ребенка, материнство и отцовство как социально-психологические феномены, агрессия и насилие в семейных отношениях).

Работа в данных направлениях оформилась в самостоятельные научно-исследовательские проекты. В разное время на кафедре выполнялись следующие научно-исследовательские работы.

С 2011 г. по 2014 г. под руководством А.Д. Короля доктора педагогических наук, профессора выполнялась нефинансируемая научная работа «Формирование коммуникативных компетенций студентов медвуза посредством реализации эвристических технологий в обучении».

Паспорт

Цель и задачи

С 2014 г. по 2017 г. совместно с военной кафедрой нашего университета выполнялась нефинансируемая научно-исследовательская работа по теме «Уровень и структура мотивации студентов в зависимости от возможности обучения по программе подготовки офицеров медицинской службы запаса» под руководством кандидата медицинских наук, доцента С.Л. Бойко и кандидата медицинских наук, доцента В.М. Ивашина.

Паспорт

Цель и задачи

С 23.05.2014 г. по 31.03.2016 г. на кафедре выполнялась финансируемая научно-исследовательская работа «Оценка медико-социального бремени органических психических расстройств» под руководством кандидата медицинских наук, доцента С.Л. Бойко.

Цель и задачи

В настоящее время научно-исследовательская деятельность сотрудников кафедры сконцентрирована вокруг выполнения плана мероприятий учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (дорожная карта) по реализации пилотного проекта по созданию и развитию Центра мониторинга профессиональных рисков и психологической поддержки медицинских работников.

О ходе выполнения Концепции

С 2019 г. по настоящее время выполняется финансируемая научно-исследовательская работа по теме «Оценка комплаенса у пациентов с фибрилляцией предсердий» под руководством декана медико-психологического факультета, кандидата медицинских наук, доцента С.Л. Бойко.

С 2019 г. по настоящее время совместно с кафедрой общественного здоровья и здравоохранения выполняется финансируемая научно-исследовательская работа по теме «Социальная ответственность как часть корпоративной культуры здравоохранения и фактор управления качеством медицинской помощи (на примере организаций кардиологического профиля)» под руководством заведующего кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, доктора медицинских наук, доцента М.Ю.Сурмач.

Исполнителями НИР кафедры в период с 2011 г. по настоящее время были доцент, к.м.н. С.Л. Бойко, доцент, к.психол.н. Е.В. Воронко, доцент, к.психол.н. Ю.Л. Кузмицкая, ст. преподаватель, м.п.н. Т.И. Спасюк, преподаватель, м.п.н. Л.Э. Кевляк-Домбровская, преподаватель Е.Д. Мишина, преподаватель, м.психол.н. А.В. Романовский.

В разное время сотрудниками кафедры выполнялись диссертационные исследования. Е.В. Воронко «Минимизация вторичной алекситимии студентов в образовательном процессе учреждений высшего медицинского образования», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2009 – 2016 гг.). Ю.Л. Кузмицкая «Взаимосвязь тактик дисциплинирования ребенка в семье и агрессивного поведения школьников», аспирантура Белорусского государственного университета (2011 – 2015 гг.). Л.Э. Кевляк-Домбровская «Сравнительная характеристика внешкольной подготовки к экзаменационным испытаниям (Польша, Украина, Беларусь), докторантура Варшавского университета (2009 – 2013 гг.), а также «Организационно-педагогические условия оценивания как фактор учебной успешности студентов при изучении гуманитарных дисциплин», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2015 – 2019 г.г.). В.М. Саков «Экзистенциальные фрустрации личности в условиях динамики современной культуры: механизмы преодоления», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2019 – по наст.вр.).

С момента создания кафедры психологии и педагогики (2008 г.) плодотворная научно-исследовательская работа сотрудников реализовалась в защите 1 докторской диссертации (А.Д. Король), 2 кандидатских (Ю.Л. Кузмицкая, Е.В. Воронко), 7 магистерских диссертациях (Е.В. Воронко, Л.Э. Кевляк-Домбровская, Ю.Л. Кузмицкая, Т.И. Спасюк, А.В. Романовский, Н.Л. Полудень, Д.В. Кудашевич), 1 докторской диссертации (PhD) в сфере «Педагогика» в Республике Польша (Л.Э. Кевляк-Домбровская).

Научная деятельность кафедры включает также подготовку монографий, публикаций научных статей в ведущих научных журналах и других изданиях. Результаты научно-исследовательской работы кафедры опубликованы в 4 монографиях, в более чем 100 статьях в периодических отечественных и зарубежных изданиях. Основные материалы представлены и апробированы в организованных кафедрой ежегодных научно-практических конференциях для студентов и молодых преподавателей.

Научная и практическая значимость исследовательских проектов подтверждена актами внедрения в учебно-образовательный процесс кафедры психологии и педагогики УО «ГрГМУ», кафедры психологии БГУ, кафедры общей и социальной психологии УО «ГрГУ им. Я. Купалы» и в лечебную практику УЗ «Гродненский областной клинический кардиологический центр» и УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология». Результаты НИР используются при проведении лекционных и практических занятий, а также применяются в практическом здравоохранении и воспитательном процессе учреждений образования. Внедрение результатов НИР в учебный процесс психологических кафедр ведущих ВУЗов Республики Беларусь возможно благодаря поддержанию творческих научных связей кафедры психологии и педагогики УО «ГрГМУ» с кафедрой психологии БГУ, с кафедрой общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии УО «ГрГУ им. Я. Купалы», с кафедрой психологии и педагогики УО «ВГМУ», с кафедрой психологии и конфликтологии УО «РГСУ».

Список основных научных и учебно-методических публикаций за 2019/2020 годы

  1. Воронко, Е.В. Организация психодидактического сопровождения студентов в образовательном процессе / Е. В. Воронко // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. науч. ст. / Респ. ин-т проф. образования. – Минск, 2019. – Вып. 9, ч. 1. – С. 119–126.
  2. Воронко, Е.В. Социальная психология : учеб.-метод. пособие / Е.В.Воронко, Л. В. Марищук. – Гродно : Гродн. гос. мед.ун-т, 2020. – 286 с.
  3. Практикум по психологии и управлению конфликтом : учеб.-метод. пособие для студ. учрежд. высш. образ-я, обуч. по спец-тям 1-79 01 01 Лечебное дело, 1-79 01 02 Педиатрия / М. Ю. Сурмач [и др.] ; под общ. ред. М.Ю.Сурмач. – Гродно : ГрГМУ, 2020. – 196 с.
  4. Бойко, С.Л. Возможности и границы применения социологических методов для оценки коррупционной среды / С.Л. Бойко, М.Ю. Сурмач // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2019. – № 2. – С.29-34.
  5. Бойко, С.Л. Персональная и корпоративная социальная ответственность в системе здравоохранения / С.Л. Бойко // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2019. – Т.17(5). – С.609-613.
  6. Бойко, С.Л. Контент-анализ субъектов-прообразов имиджа системы здравоохранения в электронных средствах массовой информации / С.Л.Бойко // Журнал Гродненского государственного медицинского университета.- 2019. – Т.17(6). – С.699-702.
  7. Кузмицкая, Ю.Л. Дисциплинирование ребенка: дисциплинарная тактика и насилие в отношении детей / Ю. Л. Кузмицкая // Сборник научных трудов Академии последипломного образования / АПО. – Минск, 2018. – Вып. 16. – С. 127–138.
  8. Кузмицкая, Ю.Л. Теории личности: учеб.-метод. пособие / Ю. Л. Кузмицкая. – Гродно : Гроднен. гос. мед. ун-т, 2019. – 280 с.
  9. Воронко, Е.В. Использование скриптов коммуникации в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Е.В.Воронко, Т.И.Спасюк // Актуальные проблемы медицины : материалы ежегод. итоговой науч.-практ. конф., Гродно, 25 янв. 2019 г. / Гродн. гос. мед. ун-т ; отв.ред. В.А.Снежицкий. – Гродно, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  10. Кевляк-Домбровская, Л.Э. Моделирование процесса оценивания учебных достижений студентов при изучении гуманитарных дисциплин / Л. Э. Кевляк-Домбровская // Вестн. Гродн. гос. ун-та имени Я. Купалы. Сер. 3 Филология. Педагогика. Психология. – 2019. Том 9, №3. - С. 141-149.
  11. Кевляк-Домбровская, Л.Э. Методы диагностики личностных детерминант учения и процесса оценивания учебной успешности студентов / Л. Э. Кевляк-Домбровская // Веснік Брэсцкага ўніверсытэта. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2019. - №2. – С. 155-162.
  12. Филипович, В.И. Учет уровня личностной зрелости при работе с психотравмой / В.И. Филипович // Психология и жизнь: актуальные проблемы кризисной психологии : материалы  IV Международной научно-практической конференции (16–17 мая 2019 года,  Институт психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, г. Минск, Республика Беларусь) / редкол.: С.И. Коптева, Л.А. Пергаменщик (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГПУ, 2019. – С. 62–66.
  13. Филипович, В.И. Уровни становления личности и аутентичный способ организации ее внутренней динамики / В.И. Филипович // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие : материалы V  Междунар. науч. конф. Кострома, 26–28 сент. 2019 г. : в 2 т. / отв. ред.: М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. – Кострома : Изд–во Костром. гос. ун–та, 2019. –  Т. 1. – С. 576–579.

Список научных и учебно-методических публикаций за 2014/2018 годы

  1. Бойко, С.Л. Демографическая характеристика населения – первичный показатель в определении целевых контингентов при  планировании медицинской помощи // С.Л. Бойко, И.В. Бойко, А.В. Воронец / Материалы III Международного Форума «Инновации в медицине: основные проблемы и пути их решения». – Новосибирск. – 2014. – С.278-282.
  2. Бойко, С.Л. Переживание кризиса смысла жизни в связи с рождением ребенка / С.Л. Бойко // XIII Всероссийская школа молодых психиатров "Суздаль 2017", 23-28 апреля 2017 г. – Суздаль, 2017. – С.53-56.
  3. Бойко, С.Л. Возможности ранней диагностики когнитивных нарушений у пациентов с фибрилляцией предсердий / С.Л. Бойко // Депрессия - вызов XXI века: материалы 4-й Костромской Всероссийской школы молодых ученых и специалистов в области психического здоровья с международным участием. – Кострома, 2018. – С.58–62.
  4. Бойко, С.Л. Психологическая диагностика легких когнитивных нарушений на этапе стационарного лечения пациентов с первым эпизодом мерцательной аритмии / С.Л. Бойко // Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития: материалы Всероссийского конгресса с международным участием, Санкт-Петербург, 30-31 марта 2018 г. – Москва, 2018. – С.103.
  5. Бойко, С.Л. Динамический анализ причин негодности призывников к военной службе в Республике Беларусь / С.Л. Бойко, И.А. Лелявко, Т.И. Спасюк, С.В. Флюрик, А.В. Соловьев, Д.А. Александрович // Сборник материалов V съезда психиатров и наркологов Республики Беларусь, Гродно, 17-18 мая 2018 г. – Минск, 2018. – С.22–24
  6. Бойко, С.Л. Взаимопосещение занятий как средство формирования профессиональной компетентности преподавателя / С.Л. Бойко, Ф.Г. Гаджиева, А.М. Колышко, Т.И. Спасюк // Актуальные проблемы диагностики, лечения, реабилитации психических расстройств и неврологических заболеваний [Электронный ресурс]: сборник материалов областного научно-практического семинара, посвященного 25-летию медико-психологического факультета Гродненского государственного медицинского университета, 18 мая 2018 г. / [редкол.: М. А. Ассанович (отв. ред.) и др.]. – Электрон. текст. дан. (объем 3 Мб). – Гродно, ГрГМУ, 2018. – 1эл. опт. диск (CD-ROM).
  7. Общая и клиническая психодиагностика: пособие для студентов медико-психологического факультета / С.Л. Дудук. – Гродно: ГрГМУ, 2014. – 418 с.
  8. Fundamentals of Psychology and Pedagogy: Manual for foreign students / S.L. Duduk. - Grodno: GrSMU, 2014. – 149 p.
  9. Педагогика и психология высшей школы: пособие для студентов второй ступени высшего образования (магистратура) /С.Л. Бойко [ и др.]. – Гродно: ГрГМУ – 2015. – 320 с.
  10. Кевляк –Домбровская, Л.Э. Трансформация подходов к оцениванию учебных достижений студентов в высшей школе / Л.Э.Кевляк – Домбровска // Вестн. Гродн. гос. Ун-та имени Я. Купалы. Сер. 3 Филология. Педагогика. Психология. – 2016. Том 6, №3. – С. 119-127.
  11. Филипович, В.И. Взаимосвязь жизнестойкости личности и воспринимаемой социальной поддержки в норме и при пограничных психических расстройствах / В.И. Филипович // Актуальні проблеми психології: зб. наук. пр. / Ін-т психології ім. Г.С. Костюка НАПН України. – Київ, 2014. – Т. 10: Психологія навчання. Генетична психологія. Медична психологія. – Вип. 26. – С. 763–782.
  12. Филипович, В.И. Предикторы жизнестойкости личности при неврозах и в норме / В.И. Филипович // Медицинская психология. – 2015. – Т. 10, № 3 (39). – С. 7–13.
  13. Кузмицкая, Ю. Л. Социализация агрессивного поведения в родительско-детских отношениях / Ю. Л. Кузмицкая // Сборник науч. тр. Академии последипломного образования / Акад. последип. образ.  –Минск, 2016. – Вып. 14 – С. 160–171.
  14. Кузмицкая, Ю. Л. Система «мать-дитя» как объект психопрофилактики: опыт оказания психологической помощи беременным женщинам на базе женской консультации / Ю. Л. Кузмицкая // Психологическое здоровье в контексте развития личности: сборник статей VIII Республиканской научн.-практ. конф., Брест, 16 февраля 2017 г. / БрГУ им. А. С. Пушкина. – Брест, 2017. – С. 88–91.
  15. Воронко, Е. В. Особенности применения психодидактической техноло¬гии минимизации алекситимии у студентов / Е. В. Воронко, Л. В. Марищук // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. / Респ. ин-т высш. шк. – Минск, 2017. – Вып. 17, ч.3. – С. 57–64.
  16. Воронко, Е. В.Психодидактическая алекситимия: возможности минимизации / Е. В. Воронко // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. науч. ст. / Респ. ин-т проф. образования. – Минск, 2018. – Вып. 8, ч. 2. – С. 183–191.