Университет Структура Кафедры Психологии и педагогики

Ответственный за научную работу - Кудашевич Дарья Валерьевна.

Сфера научных интересов сотрудников кафедры психологии и педагогики

Воронко Елена Валентиновна,

кандидат психологических наук, доцент

 

Социальная психология, педагогическая психология, социальные установки, психология и педагогика высшего образования.

Букша Лилия Францевна,

Кандидат педагогических наук

Личностное и профессиональное развитие студентов, духовно-нравственное развитие личности, возрастная психология, интерактивные методы обучения и инновационные психолого-педагогические технологии.

Кевляк-Домбровская Люцина Эдвардовна,
магистр педагогических наук, PhD

Психологические основы обучения, психологические особенности человека на разных этапах возрастного онтогенеза.

Кудашевич Дарья Валерьевна,

магистр психологических наук

Психология личности, психология семейных отношений, дифференциальная психология.

Кузмицкая Юлия Леонидовна,
кандидат психологических наук, доцент

Психологические особенности личности; психология семейных отношений; перинатальная психология и психология родительства, психология телесности.

Полубок Наталья Викторовна

Социальная психология, представление о себе и о других, эмоциональный интеллект

Полудень Наталья Леонидовна,

магистр психологических наук

Психология личности, медицинская психология, психология общения во врачебной деятельности.

Саков Валерий Михайлович,

магистр психологических наук

Психология личности, история и теория культуры, классический психоанализ, экзистенциализм

Спасюк Таиса Ивановна,
магистр педагогических наук

Психология семейных отношений; психология и педагогика высшего образования.

Филипович Вита Иосифовна,
магистр психологических наук

Психология личности; кризисная психология; качественные методы исследования.

В разное время на кафедре выполнялись научно-исследовательские работы.

1. «Формирование коммуникативных компетенций студентов медвуза посредством реализации эвристических технологий в обучении» (2011-2014), научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор А.Д.Король.

2.  «Уровень и структура мотивации студентов в зависимости от возможности обучения по программе подготовки офицеров медицинской службы запаса» (2014-2017), научные руководители – кандидат медицинских наук, доцент С.Л.Бойко и кандидат медицинских наук, доцент В.М.Ивашин.

3. «Оценка медико-социального бремени органических психических расстройств» (2014-2016), научный руководитель – кандидат медицинских наук, доцент С.Л.Бойко (Грант БРФФИ-М).

4. «Комплексная оценка состояния психического здоровья лиц призывного возраста» (2017-2019), научный руководитель – кандидат медицинских наук, доцент С.Л.Бойко.

5. «Оценка комплаенса у пациентов с фибрилляцией предсердий» (2019-2022), научный руководитель – кандидат медицинских наук, доцент С.Л.Бойко (Грант БРФФИ-М).

6. «Социальная ответственность как часть корпоративной культуры здравоохранения и фактор управления качеством медицинской помощи (на примере организаций кардиологического профиля)», научный руководитель – заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, доктор медицинских наук, доцент М.Ю.Сурмач.

7. Пилотный проект по созданию и развитию Центров мониторинга профессиональных рисков и психологической поддержки медицинских работников (2019-2022).

С 2023 года выполняется научно-исследовательская работа по теме «Психологическое здоровье студентов медицинского университета в контексте компетентностного подхода», научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Е.В.Воронко.

В разное время сотрудниками кафедры выполнялись диссертационные исследования.

Е.В.Воронко «Минимизация вторичной алекситимии студентов в образовательном процессе учреждений высшего медицинского образования», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2009 – 2016 гг.).

Ю.Л.Кузмицкая «Взаимосвязь тактик дисциплинирования ребенка в семье и агрессивного поведения школьников», аспирантура Белорусского государственного университета (2011 – 2015 гг.).

Л.Э.Кевляк-Домбровская «Сравнительная характеристика внешкольной подготовки к экзаменационным испытаниям (Польша, Украина, Беларусь), докторантура Варшавского университета (2009 – 2013 гг.), а также «Организационно-педагогические условия оценивания как фактор учебной успешности студентов при изучении гуманитарных дисциплин», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2015 – 2019 г.г.).

В.М. Саков «Экзистенциальные фрустрации личности в условиях динамики современной культуры: механизмы преодоления», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2019 – 2022).

Д.В.Кудашевич «Романтические отношения как фактор эмоционального благополучия и рискованного поведения личности в подростковом и юношеском возрасте», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (с 2020 по наст.время).

С момента создания кафедры психологии и педагогики (2008 г.) плодотворная научно-исследовательская работа сотрудников реализовалась в защите 1 докторской диссертации (А.Д. Король, 2009), 2 кандидатских (Ю.Л. Кузмицкая, 2017, Е.В. Воронко, 2018), 7 магистерских диссертациях (Е.В. Воронко, Л.Э. Кевляк-Домбровская, Ю.Л. Кузмицкая, Т.И. Спасюк, А.В. Романовский, Н.Л. Полудень, Д.В. Кудашевич), 1 докторской диссертации (PhD) в сфере «Педагогика» в Республике Польша (Л.Э. Кевляк-Домбровская, 2013).

Результаты научно-исследовательской работы кафедры опубликованы в 4 монографиях, в более чем 200 статьях в периодических отечественных и зарубежных изданиях. Основные материалы представлены и апробированы на научно-практических конференциях разного уровня.

Научная и практическая значимость исследовательских проектов подтверждена актами внедрения в учебно-образовательный процесс кафедры психологии и педагогики УО «ГрГМУ», кафедры психологии БГУ, кафедры общей и социальной психологии УО «ГрГУ им. Я. Купалы» и в лечебную практику УЗ «Гродненский областной клинический кардиологический центр» и УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология». Результаты НИР используются при проведении лекционных и практических занятий, а также применяются в практическом здравоохранении и воспитательном процессе учреждений образования. Внедрение результатов НИР в учебный процесс психологических кафедр ведущих ВУЗов Республики Беларусь возможно благодаря поддержанию творческих научных связей кафедры психологии и педагогики УО «ГрГМУ» с кафедрой психологии БГУ, с кафедрой общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии УО «ГрГУ им. Я. Купалы», с кафедрой психологии и педагогики УО «ВГМУ», с кафедрой психологии и конфликтологии УО «РГСУ».

 

Список основных научных и учебно-методических публикаций за 2019-2021 годы

  1. Кузмицкая, Ю. Л. Психология семейных отношений / Ю. Л. Кузмицкая, Е. В. Воронко. – Гродно : ГрГМУ, 2021. – 303 с
  2. Полудень, Н.Л. Психологические характеристики пациентов после аортокоронарного шунтирования / Н.Л. Полудень // Инновационные идеи молодых исследователей: сб. материалов  III Междунар. науч.-практ. конф. / ред. кол.: Соловьев И.А. [и др.] – Уфа: НИЦ Вестник науки, 2020. – С.52-61
  3. Полудень, Н.Л. Особенности структуры самоотношения подростков с девиантным поведением / Н.Л. Полудень //Актуальные вопросы современной науки: сб. материалов  III Междунар. науч.-практ. конф. / ред. кол.: Соловьев И.А. [и др.] – Уфа: НИЦ Вестник науки, 2020. – С.32-35
  4. Полудень, Н.Л. Психологические характеристики пациентов с ХИБС после аортокоронарного шунтирования / Н.Л. Полудень // Актуальные проблемы медицины: материалы ежегод. итоговой науч.-практ. конф., Гродно, 24 янв. 2020 г. / Гродн. гос. мед. ун-т ; отв.ред. В. А. Снежицкий. – Гродно, 2020.
  5. Полудень Н.Л. Ценностные ориентации пациентов кардиологического профиля в послеоперационный и ранний восстановительный периоды / Н.Л. Полудень // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки: сб.трудов по материалам IV Международного конкурса науч.-исслед.работ /ред.кол.: Соловьев И.А. [ и др.] – Уфа: НИЦ Вестник науки, 2021.- С.142 -150
  6. Саков, В.М. Экзистенциальная фрустрация как структурное основание  педагогической  неудачи  В. Франкла / С.В. Саков // Актуальные проблемы медицины: материалы ежегод. итоговой науч.-практ. конф., Гродно, 28-29 янв. 2021 г. / Гродн. гос. мед. ун-т ; отв.ред. Е.Н. Короткова. – Гродно, 2021
  7. Кудашевич  Д.В. Представления юношей и девушек о способах совладания с трудностями в семейных отношениях // Ступени : сб. науч. ст. магистрантов и аспирантов / ред. кол.: А.В. Ракицкая [и др.]; под науч. ред. К.В. Каскеновой. – Гродно : ГрГУ, 2020. – С.56-60.
  8. Кудашевич, Д.В. Представления о трудностях в романтических отношениях в юношеском возрасте/ Д.В. Кудашевич // Актуальные проблемы современной психологии : сб. материалов XX Междунар. студ. науч.-практ. конф. / ред. кол.: А.В. Ракицкая, К.В. Каскенова. – Гродно: ГрГУ, 2020. – С.102-107
  9. Кудашевич, Д.В. Влияние длительности романтических отношений на выбор партнерами стратегий совладания/ Д.В. Кудашевич // Соціально-психологічні технології розвитку особистості : Зб. наук. праць за матеріалами V Міжнародної науково-практичної конференції молодих вчених, аспірантів та студентів (м. Херсон, 14 травня 2020 р.) / ред. колегія: А. М. Яцюк, Н. О. Олейник, В. В. Мойсеєнко та ін. – Херсон : ФОП Вишемирський В.С., 2020. – С. 191-193.
  10. Кудашевич, Д.В. Влияние фактора пола на выбор стратегий совладания с трудностями в романтических отношениях  / Д.В. Кудашевич / Психология образования будущего: от традиций к инновациям: сб. материалов IV междунар. конф. / ред. кол.: Н.В. Нижегородцева [и др.]. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2020.  – С. 47-53.
  11. Кежун, Е.Р. Связь профессионального самоотношения и эмоционального выгорания у медицинских работников / Е.Р. Кежун // Зейгарниковские чтения. Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований : материалы междунар. науч.-практ. конф., Москва, 18–19 ноября 2020 г. / под ред. А. Б.Холмогоровой [и др.]  – Москва, 2020. – С. 73-75.

Список научных и учебно-методических публикаций за 2014-2018 годы

  1. Бойко, С.Л. Демографическая характеристика населения – первичный показатель в определении целевых контингентов при  планировании медицинской помощи // С.Л. Бойко, И.В. Бойко, А.В. Воронец / Материалы III Международного Форума «Инновации в медицине: основные проблемы и пути их решения». – Новосибирск. – 2014. – С.278-282.
  2. Бойко, С.Л. Переживание кризиса смысла жизни в связи с рождением ребенка / С.Л. Бойко // XIII Всероссийская школа молодых психиатров "Суздаль 2017", 23-28 апреля 2017 г. – Суздаль, 2017. – С.53-56.
  3. Бойко, С.Л. Возможности ранней диагностики когнитивных нарушений у пациентов с фибрилляцией предсердий / С.Л. Бойко // Депрессия - вызов XXI века: материалы 4-й Костромской Всероссийской школы молодых ученых и специалистов в области психического здоровья с международным участием. – Кострома, 2018. – С.58–62.
  4. Бойко, С.Л. Психологическая диагностика легких когнитивных нарушений на этапе стационарного лечения пациентов с первым эпизодом мерцательной аритмии / С.Л. Бойко // Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития: материалы Всероссийского конгресса с международным участием, Санкт-Петербург, 30-31 марта 2018 г. – Москва, 2018. – С.103.
  5. Бойко, С.Л. Динамический анализ причин негодности призывников к военной службе в Республике Беларусь / С.Л. Бойко, И.А. Лелявко, Т.И. Спасюк, С.В. Флюрик, А.В. Соловьев, Д.А. Александрович // Сборник материалов V съезда психиатров и наркологов Республики Беларусь, Гродно, 17-18 мая 2018 г. – Минск, 2018. – С.22–24
  6. Бойко, С.Л. Взаимопосещение занятий как средство формирования профессиональной компетентности преподавателя / С.Л. Бойко, Ф.Г. Гаджиева, А.М. Колышко, Т.И. Спасюк // Актуальные проблемы диагностики, лечения, реабилитации психических расстройств и неврологических заболеваний [Электронный ресурс]: сборник материалов областного научно-практического семинара, посвященного 25-летию медико-психологического факультета Гродненского государственного медицинского университета, 18 мая 2018 г. / [редкол.: М. А. Ассанович (отв. ред.) и др.]. – Электрон. текст. дан. (объем 3 Мб). – Гродно, ГрГМУ, 2018. – 1эл. опт. диск (CD-ROM).
  7. Общая и клиническая психодиагностика: пособие для студентов медико-психологического факультета / С.Л. Дудук. – Гродно: ГрГМУ, 2014. – 418 с.
  8. Fundamentals of Psychology and Pedagogy: Manual for foreign students / S.L. Duduk. - Grodno: GrSMU, 2014. – 149 p.
  9. Педагогика и психология высшей школы: пособие для студентов второй ступени высшего образования (магистратура) /С.Л. Бойко [ и др.]. – Гродно: ГрГМУ – 2015. – 320 с.
  10. Кевляк –Домбровская, Л.Э. Трансформация подходов к оцениванию учебных достижений студентов в высшей школе / Л.Э.Кевляк – Домбровска // Вестн. Гродн. гос. Ун-та имени Я. Купалы. Сер. 3 Филология. Педагогика. Психология. – 2016. Том 6, №3. – С. 119-127.
  11. Филипович, В.И. Взаимосвязь жизнестойкости личности и воспринимаемой социальной поддержки в норме и при пограничных психических расстройствах / В.И. Филипович // Актуальні проблеми психології: зб. наук. пр. / Ін-т психології ім. Г.С. Костюка НАПН України. – Київ, 2014. – Т. 10: Психологія навчання. Генетична психологія. Медична психологія. – Вип. 26. – С. 763–782.
  12. Филипович, В.И. Предикторы жизнестойкости личности при неврозах и в норме / В.И. Филипович // Медицинская психология. – 2015. – Т. 10, № 3 (39). – С. 7–13.
  13. Кузмицкая, Ю. Л. Социализация агрессивного поведения в родительско-детских отношениях / Ю. Л. Кузмицкая // Сборник науч. тр. Академии последипломного образования / Акад. последип. образ.  –Минск, 2016. – Вып. 14 – С. 160–171.
  14. Кузмицкая, Ю. Л. Система «мать-дитя» как объект психопрофилактики: опыт оказания психологической помощи беременным женщинам на базе женской консультации / Ю. Л. Кузмицкая // Психологическое здоровье в контексте развития личности: сборник статей VIII Республиканской научн.-практ. конф., Брест, 16 февраля 2017 г. / БрГУ им. А. С. Пушкина. – Брест, 2017. – С. 88–91.
  15. Воронко, Е. В. Особенности применения психодидактической техноло¬гии минимизации алекситимии у студентов / Е. В. Воронко, Л. В. Марищук // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. / Респ. ин-т высш. шк. – Минск, 2017. – Вып. 17, ч.3. – С. 57–64.
  16. Воронко, Е. В.Психодидактическая алекситимия: возможности минимизации / Е. В. Воронко // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. науч. ст. / Респ. ин-т проф. образования. – Минск, 2018. – Вып. 8, ч. 2. – С. 183–191.