Сфера научных интересов сотрудников кафедры психологии и педагогики

Воронко Елена Валентиновна,

кандидат психологических наук, доцент

 

Психология межличностных отношений; социально-психологические характеристики группы; эмоциональное здоровье, социальный интеллект, социальные установки.

Бойко Светлана Леонидовна,

кандидат медицинских наук, доцент

Психология в лечебном процессе; психология общения во врачебной деятельности; психодиагностика.

Громадко Карина Вадимовна,

магистр психологических наук

Социальная психология, психология развития личности, психология социального познания, суицидальное поведение.

Кевляк-Домбровская Люцина Эдвардовна,
магистр педагогических наук, PhD

Психологические основы обучения, психологические особенности человека на разных этапах возрастного онтогенеза.

Кудашевич Дарья Валерьевна,

магистр психологических наук

Психология личности, психология семейных отношений, дифференциальная психология.

Кузмицкая Юлия Леонидовна,
кандидат психологических наук, доцент

Психологические особенности личности; психология семейных отношений; перинатальная психология и психология родительства, психология телесности.

Полудень Наталья Леонидовна,

магистр психологических наук

Психология личности, медицинская психология, психология общения во врачебной деятельности.

Саков Валерий Михайлович,

магистр психологических наук

Психология личности, история и теория культуры, классический психоанализ, экзистенциализм

Спасюк Таисия Ивановна,
магистр педагогических наук

Психология семейных отношений; психология и педагогика высшей школы.

Филипович Вита Иосифовна,
магистр психологических наук

Психология личности; кризисная психология; качественные методы исследования.

Работа в данных направлениях оформилась в самостоятельные научно-исследовательские проекты. В разное время на кафедре выполнялись следующие научно-исследовательские работы.

С 2011 г. по 2014 г. под руководством А.Д. Короля доктора педагогических наук, профессора выполнялась нефинансируемая научная работа «Формирование коммуникативных компетенций студентов медвуза посредством реализации эвристических технологий в обучении».

Паспорт

Цель и задачи

С 2014 г. по 2017 г. совместно с военной кафедрой нашего университета выполнялась нефинансируемая научно-исследовательская работа по теме «Уровень и структура мотивации студентов в зависимости от возможности обучения по программе подготовки офицеров медицинской службы запаса» под руководством кандидата медицинских наук, доцента С.Л. Бойко и кандидата медицинских наук, доцента В.М. Ивашина.

Паспорт

Цель и задачи

С 23.05.2014 г. по 31.03.2016 г. на кафедре выполнялась финансируемая научно-исследовательская работа «Оценка медико-социального бремени органических психических расстройств» под руководством кандидата медицинских наук, доцента С.Л. Бойко.

Цель и задачи

В настоящее время научно-исследовательская деятельность сотрудников кафедры сконцентрирована вокруг выполнения плана мероприятий учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (дорожная карта) по реализации пилотного проекта по созданию и развитию Центра мониторинга профессиональных рисков и психологической поддержки медицинских работников.

О ходе выполнения Концепции

С 2019 г. по настоящее время выполняется финансируемая научно-исследовательская работа по теме «Оценка комплаенса у пациентов с фибрилляцией предсердий» под руководством декана медико-психологического факультета, кандидата медицинских наук, доцента С.Л. Бойко.

С 2019 г. по настоящее время совместно с кафедрой общественного здоровья и здравоохранения выполняется финансируемая научно-исследовательская работа по теме «Социальная ответственность как часть корпоративной культуры здравоохранения и фактор управления качеством медицинской помощи (на примере организаций кардиологического профиля)» под руководством заведующего кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, доктора медицинских наук, доцента М.Ю.Сурмач.

Исполнителями НИР кафедры в период с 2011 г. по настоящее время были доцент, к.м.н. С.Л. Бойко, доцент, к.психол.н. Е.В. Воронко, доцент, к.психол.н. Ю.Л. Кузмицкая, ст. преподаватель, м.п.н. Т.И. Спасюк, преподаватель, м.п.н. Л.Э. Кевляк-Домбровская, преподаватель Е.Д. Мишина, преподаватель, м.психол.н. А.В. Романовский.

В разное время сотрудниками кафедры выполнялись диссертационные исследования. Е.В. Воронко «Минимизация вторичной алекситимии студентов в образовательном процессе учреждений высшего медицинского образования», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2009 – 2016 гг.). Ю.Л. Кузмицкая «Взаимосвязь тактик дисциплинирования ребенка в семье и агрессивного поведения школьников», аспирантура Белорусского государственного университета (2011 – 2015 гг.). Л.Э. Кевляк-Домбровская «Сравнительная характеристика внешкольной подготовки к экзаменационным испытаниям (Польша, Украина, Беларусь), докторантура Варшавского университета (2009 – 2013 гг.), а также «Организационно-педагогические условия оценивания как фактор учебной успешности студентов при изучении гуманитарных дисциплин», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2015 – 2019 г.г.). В.М. Саков «Экзистенциальные фрустрации личности в условиях динамики современной культуры: механизмы преодоления», аспирантура УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» (2019 – по наст.вр.).

С момента создания кафедры психологии и педагогики (2008 г.) плодотворная научно-исследовательская работа сотрудников реализовалась в защите 1 докторской диссертации (А.Д. Король), 2 кандидатских (Ю.Л. Кузмицкая, Е.В. Воронко), 7 магистерских диссертациях (Е.В. Воронко, Л.Э. Кевляк-Домбровская, Ю.Л. Кузмицкая, Т.И. Спасюк, А.В. Романовский, Н.Л. Полудень, Д.В. Кудашевич), 1 докторской диссертации (PhD) в сфере «Педагогика» в Республике Польша (Л.Э. Кевляк-Домбровская).

Научная деятельность кафедры включает также подготовку монографий, публикаций научных статей в ведущих научных журналах и других изданиях. Результаты научно-исследовательской работы кафедры опубликованы в 4 монографиях, в более чем 100 статьях в периодических отечественных и зарубежных изданиях. Основные материалы представлены и апробированы в организованных кафедрой ежегодных научно-практических конференциях для студентов и молодых преподавателей.

Научная и практическая значимость исследовательских проектов подтверждена актами внедрения в учебно-образовательный процесс кафедры психологии и педагогики УО «ГрГМУ», кафедры психологии БГУ, кафедры общей и социальной психологии УО «ГрГУ им. Я. Купалы» и в лечебную практику УЗ «Гродненский областной клинический кардиологический центр» и УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология». Результаты НИР используются при проведении лекционных и практических занятий, а также применяются в практическом здравоохранении и воспитательном процессе учреждений образования. Внедрение результатов НИР в учебный процесс психологических кафедр ведущих ВУЗов Республики Беларусь возможно благодаря поддержанию творческих научных связей кафедры психологии и педагогики УО «ГрГМУ» с кафедрой психологии БГУ, с кафедрой общей и социальной психологии, возрастной и педагогической психологии УО «ГрГУ им. Я. Купалы», с кафедрой психологии и педагогики УО «ВГМУ», с кафедрой психологии и конфликтологии УО «РГСУ».

Список основных научных и учебно-методических публикаций за 2019/2020 годы

  1. Воронко, Е.В. Организация психодидактического сопровождения студентов в образовательном процессе / Е. В. Воронко // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. науч. ст. / Респ. ин-т проф. образования. – Минск, 2019. – Вып. 9, ч. 1. – С. 119–126.
  2. Воронко, Е.В. Социальная психология : учеб.-метод. пособие / Е.В.Воронко, Л. В. Марищук. – Гродно : Гродн. гос. мед.ун-т, 2020. – 286 с.
  3. Практикум по психологии и управлению конфликтом : учеб.-метод. пособие для студ. учрежд. высш. образ-я, обуч. по спец-тям 1-79 01 01 Лечебное дело, 1-79 01 02 Педиатрия / М. Ю. Сурмач [и др.] ; под общ. ред. М.Ю.Сурмач. – Гродно : ГрГМУ, 2020. – 196 с.
  4. Бойко, С.Л. Возможности и границы применения социологических методов для оценки коррупционной среды / С.Л. Бойко, М.Ю. Сурмач // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2019. – № 2. – С.29-34.
  5. Бойко, С.Л. Персональная и корпоративная социальная ответственность в системе здравоохранения / С.Л. Бойко // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2019. – Т.17(5). – С.609-613.
  6. Бойко, С.Л. Контент-анализ субъектов-прообразов имиджа системы здравоохранения в электронных средствах массовой информации / С.Л.Бойко // Журнал Гродненского государственного медицинского университета.- 2019. – Т.17(6). – С.699-702.
  7. Кузмицкая, Ю.Л. Дисциплинирование ребенка: дисциплинарная тактика и насилие в отношении детей / Ю. Л. Кузмицкая // Сборник научных трудов Академии последипломного образования / АПО. – Минск, 2018. – Вып. 16. – С. 127–138.
  8. Кузмицкая, Ю.Л. Теории личности: учеб.-метод. пособие / Ю. Л. Кузмицкая. – Гродно : Гроднен. гос. мед. ун-т, 2019. – 280 с.
  9. Воронко, Е.В. Использование скриптов коммуникации в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Е.В.Воронко, Т.И.Спасюк // Актуальные проблемы медицины : материалы ежегод. итоговой науч.-практ. конф., Гродно, 25 янв. 2019 г. / Гродн. гос. мед. ун-т ; отв.ред. В.А.Снежицкий. – Гродно, 2019. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  10. Кевляк-Домбровская, Л.Э. Моделирование процесса оценивания учебных достижений студентов при изучении гуманитарных дисциплин / Л. Э. Кевляк-Домбровская // Вестн. Гродн. гос. ун-та имени Я. Купалы. Сер. 3 Филология. Педагогика. Психология. – 2019. Том 9, №3. - С. 141-149.
  11. Кевляк-Домбровская, Л.Э. Методы диагностики личностных детерминант учения и процесса оценивания учебной успешности студентов / Л. Э. Кевляк-Домбровская // Веснік Брэсцкага ўніверсытэта. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2019. - №2. – С. 155-162.
  12. Филипович, В.И. Учет уровня личностной зрелости при работе с психотравмой / В.И. Филипович // Психология и жизнь: актуальные проблемы кризисной психологии : материалы  IV Международной научно-практической конференции (16–17 мая 2019 года,  Институт психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, г. Минск, Республика Беларусь) / редкол.: С.И. Коптева, Л.А. Пергаменщик (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГПУ, 2019. – С. 62–66.
  13. Филипович, В.И. Уровни становления личности и аутентичный способ организации ее внутренней динамики / В.И. Филипович // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие : материалы V  Междунар. науч. конф. Кострома, 26–28 сент. 2019 г. : в 2 т. / отв. ред.: М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. – Кострома : Изд–во Костром. гос. ун–та, 2019. –  Т. 1. – С. 576–579.

Список научных и учебно-методических публикаций за 2014/2018 годы

  1. Бойко, С.Л. Демографическая характеристика населения – первичный показатель в определении целевых контингентов при  планировании медицинской помощи // С.Л. Бойко, И.В. Бойко, А.В. Воронец / Материалы III Международного Форума «Инновации в медицине: основные проблемы и пути их решения». – Новосибирск. – 2014. – С.278-282.
  2. Бойко, С.Л. Переживание кризиса смысла жизни в связи с рождением ребенка / С.Л. Бойко // XIII Всероссийская школа молодых психиатров "Суздаль 2017", 23-28 апреля 2017 г. – Суздаль, 2017. – С.53-56.
  3. Бойко, С.Л. Возможности ранней диагностики когнитивных нарушений у пациентов с фибрилляцией предсердий / С.Л. Бойко // Депрессия - вызов XXI века: материалы 4-й Костромской Всероссийской школы молодых ученых и специалистов в области психического здоровья с международным участием. – Кострома, 2018. – С.58–62.
  4. Бойко, С.Л. Психологическая диагностика легких когнитивных нарушений на этапе стационарного лечения пациентов с первым эпизодом мерцательной аритмии / С.Л. Бойко // Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития: материалы Всероссийского конгресса с международным участием, Санкт-Петербург, 30-31 марта 2018 г. – Москва, 2018. – С.103.
  5. Бойко, С.Л. Динамический анализ причин негодности призывников к военной службе в Республике Беларусь / С.Л. Бойко, И.А. Лелявко, Т.И. Спасюк, С.В. Флюрик, А.В. Соловьев, Д.А. Александрович // Сборник материалов V съезда психиатров и наркологов Республики Беларусь, Гродно, 17-18 мая 2018 г. – Минск, 2018. – С.22–24
  6. Бойко, С.Л. Взаимопосещение занятий как средство формирования профессиональной компетентности преподавателя / С.Л. Бойко, Ф.Г. Гаджиева, А.М. Колышко, Т.И. Спасюк // Актуальные проблемы диагностики, лечения, реабилитации психических расстройств и неврологических заболеваний [Электронный ресурс]: сборник материалов областного научно-практического семинара, посвященного 25-летию медико-психологического факультета Гродненского государственного медицинского университета, 18 мая 2018 г. / [редкол.: М. А. Ассанович (отв. ред.) и др.]. – Электрон. текст. дан. (объем 3 Мб). – Гродно, ГрГМУ, 2018. – 1эл. опт. диск (CD-ROM).
  7. Общая и клиническая психодиагностика: пособие для студентов медико-психологического факультета / С.Л. Дудук. – Гродно: ГрГМУ, 2014. – 418 с.
  8. Fundamentals of Psychology and Pedagogy: Manual for foreign students / S.L. Duduk. - Grodno: GrSMU, 2014. – 149 p.
  9. Педагогика и психология высшей школы: пособие для студентов второй ступени высшего образования (магистратура) /С.Л. Бойко [ и др.]. – Гродно: ГрГМУ – 2015. – 320 с.
  10. Кевляк –Домбровская, Л.Э. Трансформация подходов к оцениванию учебных достижений студентов в высшей школе / Л.Э.Кевляк – Домбровска // Вестн. Гродн. гос. Ун-та имени Я. Купалы. Сер. 3 Филология. Педагогика. Психология. – 2016. Том 6, №3. – С. 119-127.
  11. Филипович, В.И. Взаимосвязь жизнестойкости личности и воспринимаемой социальной поддержки в норме и при пограничных психических расстройствах / В.И. Филипович // Актуальні проблеми психології: зб. наук. пр. / Ін-т психології ім. Г.С. Костюка НАПН України. – Київ, 2014. – Т. 10: Психологія навчання. Генетична психологія. Медична психологія. – Вип. 26. – С. 763–782.
  12. Филипович, В.И. Предикторы жизнестойкости личности при неврозах и в норме / В.И. Филипович // Медицинская психология. – 2015. – Т. 10, № 3 (39). – С. 7–13.
  13. Кузмицкая, Ю. Л. Социализация агрессивного поведения в родительско-детских отношениях / Ю. Л. Кузмицкая // Сборник науч. тр. Академии последипломного образования / Акад. последип. образ.  –Минск, 2016. – Вып. 14 – С. 160–171.
  14. Кузмицкая, Ю. Л. Система «мать-дитя» как объект психопрофилактики: опыт оказания психологической помощи беременным женщинам на базе женской консультации / Ю. Л. Кузмицкая // Психологическое здоровье в контексте развития личности: сборник статей VIII Республиканской научн.-практ. конф., Брест, 16 февраля 2017 г. / БрГУ им. А. С. Пушкина. – Брест, 2017. – С. 88–91.
  15. Воронко, Е. В. Особенности применения психодидактической техноло¬гии минимизации алекситимии у студентов / Е. В. Воронко, Л. В. Марищук // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. ст. / Респ. ин-т высш. шк. – Минск, 2017. – Вып. 17, ч.3. – С. 57–64.
  16. Воронко, Е. В.Психодидактическая алекситимия: возможности минимизации / Е. В. Воронко // Психологическое сопровождение образовательного процесса : сб. науч. ст. / Респ. ин-т проф. образования. – Минск, 2018. – Вып. 8, ч. 2. – С. 183–191.