Университет Об университете Музеи Музей истории университета Проект "Связь времен и поколений"

Калкун Владимир Рудольфович

Если вы удачно выбрали труд и вложили в него душу – счастье вас найдёт.

 Л. Н. Толстой

Биография

Родился Владимир Рудольфович в 1926 году в крестьянской семье в глубинке Калининской области у истоков Волги. Окончил 4 класса начальной сельской школы, потом в 1941 г. 8 классов средней школы г. Осташкова. Во время Великой Отечественной Войны их район оказался прифронтовой полосой конца 1941 и начала 1942 года. 14-летним подростком. Калкун Владимир Рудольфович активно участвовал в оборонных работах – вместе со сверстниками строил окопы, блиндажи, зимой расчищали фронтовые дороги от снега. На тех оборонных рубежах под г. Осташковым фашисты были остановлены и отступили, чем он очень гордится.

В дальнейшем всю молодёжь района, начиная с 13-летнего возраста, мобилизовали для учёбы и работы в глубоком тылу, эшелоном отправили в Новосибирск. Там за 4 месяца Владимир Рудольфович окончил ФЗО и стал работать на военном заводе, выпускающем снаряды для фронта, электромонтажником. Вступил в комсомол, был участником съезда молодых стахановцев Сибири. Трудные годы, было холодно и голодно. Молодые люди рвались на фронт. Удалось в документах прибавить почти год возраста (изменил дату рождения с 25 января на 25 октября), и в апреле 1944 г. подошёл возрастной срок службы в Армии.

Калкун Владимир Рудольфович служил в войсках противовоздушной обороны на подступах к Москве солдатом-прожектористом. После демобилизации, ещё до окончания войны, в апреле 1945 г., по инвалидности (повреждение позвоночника при бомбёжке – перелом 3 и 4 грудных позвонков) приехал к отцу в Эстонию, и в г. Тарту в 1947 г. с медалью окончил среднюю школу и поступил в I Ленинградский медицинский институт им. академика И.П. Павлова.

Больше всего в школе ему нравилась физика (атомная энергетика), но травма позвоночника не позволила бы долго стоять за станком, поэтому будущее по пути технических наук для него было закрыто. Кроме того, его завораживало искусство кино, Владимир Рудольфович был участником драматической самодеятельности, и мечта стать актёром оставалась с ним долго, но она так и не сбылась из-за травмы позвоночника. Однако в последующем его актёрское искусство вылилось в искусство гипноза. В детстве Владимир Рудольфович очень боялся “людей в белых халатах”, уколов. На выбор им профессии врача очень повлияло мнение отца и дяди, кроме этого он очень хотел вылечить свою травму.

Будучи на третьем курсе, Калкун Владимир Рудольфович как-то пришёл в общежитие после занятий и увидел доцента кафедры нервных болезней Л.Г. Гольберга, который рассказывал студентам про тогда ещё новый метод лечения – гипнозом. Тогда Владимир Рудольфович твёрдо решил для себя, что гипноз – это дело его жизни. Он посещал все кружки по неврологии, а первый его доклад был на тему “Сон, гипноз и сновидение”. Он всегда стремился досконально знать неврологию, совершенствовался в практике гипноза.

В 1953 г. Калкун Владимир Рудольфович окончил институт с отличием, и был оставлен в 3-хгодичную ординатуру на кафедре нервных болезней. Именно здесь он углубленно изучал гипноз, его лечебные возможности и начал гипнозом лечить больных. В 1956 г. после окончания ординатуры был направлен в Эстонию в Тартусскую республиканскую больницу, где приступил к работе зам.главного врача по медицинской части и одновременно невропатологом в неврологическом отделении. Но, чувствуя тягу к педагогической работе, откликнулся на приглашение в клиническую аспирантуру на кафедру неврологии уже родного I Ленинградского мединститута.

Закончив успешно аспирантуру, в 1961 г. был направлен в г. Гродно на формирующуюся кафедру нервных болезней, где проработал 35 лет (до 70-летнего возраста), вначале ассистентом, потом доцентом. Все 35 лет работы на кафедре был заведующим учебной частью, руководителем студенческого научного кружка по неврологии. Его кружковцы углубленно осваивали неврологию, учились гипнозу, выполняли научные работы, выступали с докладами в вузах республики и Прибалтики. В 60-е годы Калкун Владимир Рудольфович был главным невропатологом области, когда неврологическая служба в районах только зарождалась. С 1996 г. работал в областной больнице г. Гродно психотерапевтом.

 

Профессиональные интересы

Калкун Владимир Рудольфович первым в мединституте начал преподавание медицинской генетики (60-е годы), активно пропагандировал среди кружковцев психотерапевтические методы лечения с применением гипноза, освоил и применял их на практике. Читал лекции профессорско-преподавательскому составу института по вопросам гипноза, по наследственным болезням, по дискогенным радикулитам. Среди 35 печатных научных трудов В.Р. Калкуна особое место принадлежит монографии “Метастатический рак мозга”. Эта книга, написанная в соавторстве с крупнейшим советским нейрохирургом И.С. Бабчиным, - большой вклад нейроонкологию. В соавторстве с доцентом кафедры философии С.Ф. Подофедовым он издал методические рекомендации для студентов-медиков по проблеме “Диалектический материализм и медицина”. Он - соавтор научно-популярной работы “Наследственность и здоровье” и соавтор работы “Религиозные обряды и здоровье”.

 

"Учитель, воспитай ученика – чтоб было у кого учиться”

«Школу Калкуна» прошли практически все невропатологи республики из 35 первых выпусков Гродненского мединститута. Сейчас они работают в разных уголках Беларуси, многие – сами уже опытные специалисты. Среди них проф. В.И. Козявкин – руководитель Львовского института медицинской реабилитации, избранный академиком в нескольких европейских странах, д.м.н. Н.Ф. Филиппович – старший научный сотрудник Белорусского института неврологии, врач-генетик А.М. Хартоник – возглавляет Гродненскую областную медико–генетическую консультацию, В.И.Дубровский возглавил психотерапевтическую службу в хозрасчётной поликлинике г. Гродно, К.И. Садовский заведует неврологическим отделением Волковысской районной больницы, М.С. Шумскас – зав. отделением неврологии областной больницы г. Гродно, и многие другие. Ну и, конечно, весь состав кафедры неврологии – его ученики: проф., д.м.н. Я.Я. Гордеев – много лет возглавляющий эту кафедру; доц., к.м.н. С.Д. Кулеш – зав. кафедрой неврологии, доц., к.м.н. Г.М. Авдей и доц., к.м.н. Т.М.Шамова.

 

Лечение – во сне, здоровье – наяву

Аккорды мелодичной музыки, медленный взмах руки и… вы оказываетесь в совсем другом измерении. Со стороны это может показаться сродни театру одного актёра. В кабинете лечебного гипноза “правит бал” В.Р. Калкун.

Ничего мистического в гипнозе нет. Это явление физиологическое, нормальное для всех. «Гипноз» по-гречески – сон. Он и внешне напоминает сон. Отличается лишь тем, что вызывается искусственно, притом это неполный сон, очень похожий на сон со сновидениями. Находясь в этом состоянии, человек, полностью отрешаясь от внешнего мира, усваивает внушаемые ему мысли. Кстати, упоминание о подобном явлении встречается ещё в папирусах Древнего Египта.

Врачи же заинтересовались лечебным гипнозом в XVII – XVIII веках. Научное объяснение гипнозу даёт учение великого физиолога И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека. Гипнотизёр вызывает торможение в одном участке мозга, которое незамедлительно разливается по всей коре мозга. Остаётся бодрствовать лишь один “неспящий“ участок – раппорт, который и связывает гипнотизёра с гипнотизируемым. С помощью слова гипнотизёр оказывает целенаправленное воздействие на психику, усиливая функции внутренних органов.

В.Р. Калкун особое внимание уделяет лечению страдающих неврозами, которые составляют половину от общего количества всех больных. Причина их – тяжёлые личные переживания, психотравмы. Сюда относят и заикание, и детский энурез, и вегетодистонию; алкоголизм, избыточный вес и табакокурение. Он разработал ряд методик по лечению этих больных гипнозом, искусством которого прекрасно владеет в сочетании с аутотренингом, музыкой и фитотерапией. Гипнозом лечат функциональные расстройства нервной системы. Но, увы, одной силы слова недостаточно, чтобы устранить необратимые органические процессы...

Счастье, по мнению Калкуна Владимира Рудольфовича – это когда ты идёшь на работу как на праздник, а это возможно только тогда, когда ты стремишься изучить свою работу до мелочей и всё время совершенствоваться.

Светлана Авдей


Материал публикуется в авторском исполнении с сохранением фамилии студента, собиравшего материал в 2000-е годы.