Университет Об университете Музеи Музей истории университета День в календаре

5 октября – Всемирный день учителей

ПОДВИГ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Ежегодно 5 октября свыше ста государств отмечают Всемирный день учителей. В Беларуси День учителя в этом году отмечали 2 октября. Но поздравляли учителей и дарили им цветы накануне 30 сентября.

Именно в эти дни мне вспоминается педагог, врач, писатель, публицист, общественный деятель, теософ, масон, гражданин, еврей... Януш Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмидт). Человек, который трижды отказался спасти свою жизнь!

Первый раз это произошло, когда перед оккупацией Польши Януш принял решение не эмигрировать в Палестину, чтобы не оставлять «Дом сирот» для еврейских детей на произвол судьбы накануне страшных событий и вместе с детками переселился в еврейское гетто. Там Корчак осознавал, что для нацистов дети евреев были даже не людьми второго сорта. Они были отбросами, подлежащими уничтожению.  

Второй раз – когда отказался бежать из Варшавского гетто, остался со своими подопечными, рискуя жизнью добывал еду для них и все время думал о том, как облегчить страдания слабеющих и умирающих детей.

А в третий – когда вместе с детьми из «Дома Сирот» сел в поезд, следовавший в лагерь смерти «Треблинка».

192 ребенка поднимались в вагон поезда, Корчак помогал самым маленьким и слабым, в этот момент к нему подошел офицер СС и спросил:

– Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.

– А дети? – спросил Корчак.

– А дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.

– Ошибаетесь. Не могу. Не все люди – мерзавцы!

Корчак зашел в вагон за детьми и громко захлопнул дверь. А через несколько дней в концлагере Треблинка он вместе с детьми из «Дома сирот» вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам. Было 6 августа 1942 года.       

В принципе, можно больше ничего не знать о Корчаке! И прочесть 10 заповедей воспитания детей, которые составил этот потрясающий человек, великий педагог, веривший, что «после войны никто не ударит дитя»!

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека – его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
  8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним – радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Возможно, кто-то из вас возразит, причем тут день учителя, ведь это заповеди для родителей! А я скажу, чтобы быть человеком, не обязательно быть родителем своего ребенка!

В конце хочется обратиться ко всем! Давайте строить созидательное общество! Давайте строить безопасный мир, в котором никогда не повторятся эти страшные трагические события!