Неделя арт-терапии на кафедре психотерапии

С 14.04 по 18.04.2025 на кафедре психотерапии и клинической психодиагностики проходила неделя арт-терапии. ППС кафедры провели ряд интересных мероприятий с творческим подходом, которые улучшили психоэмоциональное состояние и помогли выразить эмоции.
Люди всегда использовали искусство для выстраивания взаимодействия с миром, для самовыражения, для помощи себе и другим – вспомним хотя бы наскальные рисунки или ритуальные танцы первобытных людей или, например, изготовление обрядовых кукол, а еще - оберегов для защиты от болезней и лечения их. Однако появление арт-терапии как отдельного направления психологической помощи относят к первой половине 20-го века. Именно тогда, в 30-е-40-е годы в Великобритании и США независимо друг от друга художники впервые стали проводить занятия изобразительным искусством с пациентами госпиталей и психиатрических клиник. В результате такой работы подтверждалась ставшая популярной тогда идея о том, что занятия творчеством хорошо помогают выздоровлению больных или, как минимум, скорейшей стабилизации их состояния.
Основоположником арт-терапии обычно называют Адриана Хилла – английского художника и исследователя, который одним из первых стал использовать термин «арт-терапия» в описании своих занятий изобразительным искусством с пациентами госпиталя, в том числе, с ранеными солдатами. С описания А. Хиллом процесса и результата этих занятий, представленного в его вышедшей в 1945 году книге «Искусство против болезни», начала свое становление Британская школа арт-терапии, которая на сегодняшний день остается одной из сильнейших в мире. При этом в современных представлениях об арт-терапии та работа, которую проводил А. Хилл, занимаясь с пациентами изобразительным искусством, может быть отнесена скорее к терапевтическому изобразительному творчеству, чем к собственно арт-терапии как форме психотерапевтической практики.
Нужно заметить, что терапевтическое изобразительное творчество и арт-терапия рассматриваются сейчас как два разных способа воздействия изобразительной деятельности на человека, отличающиеся тем, какие именно терапевтические факторы и механизмы воздействия работают при использовании каждого из них.
В современной научной литературе мы можем встретить целую коллекцию названий и терминов, каждый из которых акцентирует определенный аспект терапии искусством. Некоторую путаницу вносит еще и то, что "Art" можно перевести с английского и как живопись, и как искусство, и как творчество. [3] Среди наиболее распространенных названий: креативная терапия, экспрессивная терапия, терапия творческим самовыражением, интермодальная арт-терапия, терапевтическое изобразительное искусство и другие.
А в литературе популярной мы часто видим наделение термина арт-терапия разнообразными упрощенными смыслами, которые, если и имеют отношение к настоящей арт-терапии, то весьма и весьма отдаленное. Потому что далеко не любое рисование можно назвать арт-терапией. Более того, арт-терапия – это вообще не рисование.
Арт-терапия возникла на стыке трех разных сфер и направлений изучения искусства, объединив три разных ракурса, взгляда, интереса к влиянию искусства на человека.
Во-первых, это взгляд художников на то, как изобразительная деятельность влияет на физическое и психическое состояние человека, на его здоровье. Это как раз то, с чего начинал А. Хилл.
Во-вторых, это взгляд психотерапевтов на возможность использования искусства для изучения и гармонизации внутреннего мира человека, преодоления конфликта между сознанием и сферой бессознательного.
И в-третьих, это взгляд психиатров на изобразительное искусство как на инструмент одновременно и диагностики психических заболеваний, и стабилизации и защиты психики от неблагоприятных воздействий.