03.02.2025 Международный день женщины-врача
Профессор Бромер из Цюрихского университета не без ехидства
сообщил, что было решено принять меня в число студентов потому
только, что эта первая попытка женщины будет последней,
и явится исключением.
Ох, как они ошибаются... За мною придут тысячи
Из дневника первой российской женщины-врача Н.П. Сусловой
Сегодня, 3 февраля, отмечается Международный день женщины-врача, который был создан в 2016 году.
Врачевание, лечение исконно было женским занятием. С древнейших времен, пусть и на бытовом уровне, женщины оказывали лечебную помощь, накапливая и передавая следующим поколениям жизненно важные знания и навыки.
Впоследствии медицину как профессиональное занятие, взяли в свои руки мужчины, женщины же могли лишь сохранять древние традиции. Именно к ним, знахаркам и ворожеям приходили за помощью многие поколения на всех континентах мира. Однако, немало из них подверглись преследованиям, обвинениям в колдовстве. Так, при негласном одобрении роли женщины в простейшем оказании медицинской помощи, она вместе с тем, была лишена возможности легального занятия медицинoй, проходить обучение наравне с мужчинами.
Многие народы древности – индусы, евреи, греки и римляне – еще до нашей эры имели повивальных бабок, которые в письменах упоминаются как «obstetrices» («старуха, стоящая возле»). В Древнем Китае повитухи при оказании помощи роженицам часто использовали различные амулеты, особые манипуляции и даже специальные инструменты.
Обычай приглашать к родам пожилых, опытных женщин привел со временем к тому, что они стали повивальными бабками по профессии, и акушерство в течение многих веков оставалось в их руках как ремесло.
«Отец медицины», великий Гиппократ (460–370 гг. до н.э.) был сыном акушерки Фанареги, он написал много сочинений о родах и акушерстве вообще, но это не было практическое акушерство.
В древних источниках встречаются имена отдельных женщин, которые несмотря ни на что имели успех в медицине. Так, в Римской империи Аспазия была известна как искусная акушерка, которая к тому написала труд о лечении женских болезней, беременности и уходу за новорожденными.
Саломея-повитуха. Она остается загадочной фигурой, о которой рассказывается только в апокрифическом Евангелии от Иакова. История повествует о том, что Саломея была помощницей другой повитухи, обеих Иосиф привел из Вифлеема к пещере Рождества или до рождения Христа, или сразу после. Но они не принимали роды, так как яркий свет не позволил им приблизиться. Саломея не могла поверить, что ее попросили принять роды у Девы, и ее рука иссохла, а исцелилась, когда она прикоснулась к младенцу.
Саломею изображали на некоторых иконах Рождества в византийской традиции (и на фресках — в западноевропейской), хотя с XVI века это было запрещено.
Были «женщины-врачи» и в знаменитoй медицинской школе в Салерно: Абелла, которая написала трактата о «O природе человеческого семени»; «благородная матрона» Трoтула – автор трудов «О женских болезнях» и «O составлении лекарств»; доктор медицины Константа Календа и другие.
Одной из женщин, давших толчок к изменениям в медицинском образовании, стала Агнодики, которой удалось, переодевшись в мужчину, присутствовать на уроках гинекологии. То, что она женщина, выявилось совершенно случайно, когда Агнодики осудили как «мужчину-врача, поддерживающего эротические отношения со своими пациентками»: в ходе судебного разбирательства с целью защитить себя, она вынуждена была раскрыться, в результате чего Агнодики оправдали. Причем оправдание дало основание для внесения изменений в законе, который отныне разрешал и женщинам заниматься медициной.
Сохранились сведения и об известных акушерках королевских особ. Мари-Луиза Буржуа (1563-1636), автор многочисленных пособий, личная акушерка французской королевы Марии Медичи. Мари-Луиза Буржуа принимала роды также и у Габриэль д’Эстре, фаворитки короля Генриха IV. Юстина Зигемунд (1636-1705), придворная акушерка прусского двора, написала несколько иллюстрированных пособий. Юстина Зигемунд помогла родиться будущему королю Польши и великому князю литовскому Августу. Зигемунд — автор одного из первых европейских пособий по акушерству. Ее история трагична: женщина в молодости пострадала от рук неумелых повивальных бабок и осталась бездетной до конца дней.
В Германии первой женщиной-врачом стала Доротея Эркслебен, получившая докторскую степень по медицине. Ее отец был врачом. Он проявлял живой интерес и уделял много внимания образованию своей талантливой дочери. Наравне со своим старшим братом — Кристианом Поликарпом Лепорином-младшим (1717—1791) — Доротея посещала занятия, которые проводил для них отец. Там она изучала иностранные языки, естествознание, изящные искусства, а также теоретическую и практическую медицину. В 16 лет отец разрешил Доротее и ее брату помогать ему ухаживать за своими пациентами. В последующем, Доротея написала трактат, в котором критиковала распространенные предрассудки, ошибочную аргументацию и социальные преграды, способствующие исключению женщин из обучения в целом и академических исследований в частности. Она продолжала заниматься врачебной практикой вплоть до своей смерти в 1762 году
Серьезные изменения стали происходить в XIX веке, когда стали появляться первые женщины-врачи. В Российской империи женщины стали «прорываться» в медицину во второй половине столетия, когда в стране стали прoисходить изменения в социальной и пoлитической жизни, в образовании.
Несмотря на запрет oбучения в российских университетах, женщины пытались обойти все ограничения. Часть из них уезжала в европейские учебные центры, в частности, в Цюрих. Первой из них была Надежда Прокофьевна Суслова (1843-1918), которая с 1864 по 1867 год прохoдила обучение на медицинском факультете Цюрихскoго университета. После окончания курса обучения она успешно защитила диссертацию на степень доктора медицины, хирургии и акушерства.
В России также были представительницы женского пола, активно боровшиеся за свои права: Варвара Александровна Кашеварова-Руднева (1842-1899) закончила курсы акушерок, а потом с помощью «лазейки» в законах, приступила к пятилетнему обучению в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге. Она была названа «лекарем с отличием» при окончании академии, став первoй в истории России женщиной с таким званием – стала врачoм наравне с мужчинами. В 1876 году она тaкже зaщитила на рoдине диссeртaцию на степень доктора медицины, таким образом показав нецелесообразность бытoвaвших взглядoв на женскoe oбрaзование.
В 1872 году при Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, той самой, в которой прошла обучение Кашеварова-Руднева, был открыт «Oсобый женский курс для образования ученых акушерок», который в дальнейшем получил название «Высшие женские врачебные курсы». Это заведение по праву считается первым высшим женским медицинским учебным заведением не только в России, но и во всей Европе.
Многие передовые ученые-медики понимали необходимость развития женского образования в России. В числе известных отечественных ученых к ним относятся профессора В.А. Грубер, И.М. Сеченов, С.П. Боткин и многих других. Сергей Петрович Боткин принимал непосредственное участие в основании Высших женских врачебных курсов, о которых было сказано ранее.
Во время войны, конечно, все женщины не могли оставаться только в тылу, они выходили на поле боя, как действенные работницы при оказании медицинской помощи раненым и больным, а также ухаживали за пострадавшими военнослужащими. В русской армии подобные «женские движения» были связаны с именем великого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова и великой княгини Елены Павловны, которые вернулись к древним традициям, организовав работу сестер милосердия во время Крымской войны.
В кoнце XIX века был открыт Женский медицинский институт в Санкт-Петербурге, а к началу следующего столетия женщины были официально допущены к экзаменам на звание доктора медицины, что, безусловно, послужило большим достижением в развитии образования в целом.
Женщины, которые внесли большой вклад в развитие медицины:
Мария Складовская-Кюри – ее работа над радиацией привела к медицинским достижениям в лечении рака.
Флоренс Найтингейл – она была первой женщиной, получившей орден «За заслуги перед Крымом». Позже ее именем назовут награду Международного комитета Красного Креста.
Розалинда Элси Франклин – работа этого британского биофизика с рентгеновскими изображениями ДНК привела к открытию двойной спирали ДНК.
Вирджиния Апгар – она разработала шкалу Апгар, которая измеряет здоровье новорожденного, и стала первой женщиной-профессором Колледжа врачей и хирургов Колумбийского университета.
Мария Бокова (Сеченова) – явила собой образец целеустремленности, самопожертвования и верности своему призванию – медицине. Она стала одной из первых русских женщин-врачей, первой женщиной врачом-офтальмологом.
Гродненская повивальная школа
Во второй половине XIX века после отмены крепостного права остро встал вопрос о медицинском обслуживании крестьянства. Если ранее крестьян лечили те же врачи, что и помещиков, то после реформы крестьяне остались вообще без медицинской помощи. Врачей было крайне мало, среднего медицинского персонала, фельдшеров и того меньше. Роды принимали местные неграмотные бабки, отчего детская смертность и смертность при родах была очень высокой. Губернским управлением было принято решение и получено разрешение на открытие в Гродно государственной школы повивальных бабок.
В школу набирали только женщин в возрасте от 18 до 35 (после 1905 года — до 40) лет из сельской местности. Они должны были быть грамотными (не менее 4-х классов). В некоторых случаях для неграмотных организовывали подготовительные курсы, где они изучали письмо, чтение и арифметику. К заявлению о принятии прилагались свидетельство о рождении и крещении, справка о месте жительства и достойном поведении из полиции, медицинское свидетельство о хорошем здоровье (отсутствии хронических заболеваний и физических недостатков), а также рекомендательное письмо от местного врача об умственных способностях и возможности обучения, согласие родителей или мужа. Религиозная принадлежность и происхождение значения не имели, хотя отдавалось предпочтение крестьянкам, а вот на евреек была квота — не более 15 %.
Школа была рассчитана на 20 «казеннокоштных», т. е. учащихся за государственный счет, и не более 10 «своекоштных», т. е. учащихся платно. Целью школы было обучение сельских повивальных бабок, умеющих оказывать квалифицированную помощь при родах и лечить младенцев. Ученицы жили при школе, обеспечивались бельем и одеждой, питанием и бесплатным медицинским обслуживанием в случае болезни.