21 мая 2015 года cотрудники кафедры психологии и педагогики провели научно-практический семинар с целью обобщения методологических и теоретических знаний в области истории психологии и социальной психологии и презентации исследовательских проектов по психологии. В работе семинара приняло участие около 30 студентов 3 курса медико-психологического факультета. Работало 2 секции: «История психологии» и «Социальная психология».

Участников семинара приветствовала заведующая кафедрой психологии и педагогики Т.И. Спасюк и представила доклад о биографическом методе изучения в психологии. Биографический метод (он же психобиографический) занимает заметное место в арсенале современной психологии и смежных гуманитарных наук, претендует на проникновение во внутренний мир индивидуальности, использует жизненные данные о развитии личности в макро- и микросоциальных ситуациях. Метод привлек к себе внимание психологов разных направлений, многие из которых внесли значительный вклад в его развитие и популяризацию (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, Ш. Бюлер, В. Франкл, А. Адлер, Г. Томэ, Г. Олпорт, А. Маслоу и др.). Ценность биографического метода для психологии первым в России доказывал психолог, педагог Николай Александрович Рыбников (1880-1960), который и обозначил области применения данного метода: психология индивидуальных различий; психология творчества; сравнительная психология полов и др.

Студенты 3 курса презентировали свои исследовательские работы по истории психологии с использованием биографического метода. Шахрай Мария выступила с докладом, подготовленным Живулько Екатериной «О методологии психологии», Зезюля Юлия рассказала об истории создания и развития психологии в ГрГУ им. Я.Купалы, Калач Анастасия - о преподавании психологии в Могилёвском университете. Хлюпина Валерия и Масловская Анастасия представили работы, посвящённые развитию психологии в Беларуси, рассказав о докторах психологических наук, профессорах Беларуси Марищук Л.В. и Коломинском Я.Л.

Дистанционно в семинаре участвовали Желеская Александра, Грицевич Вероника и Чайкова Анна с презентациями о докторах психологических наук, профессорах Беларуси Рожиной Л.Н., Иващенко Ф.И., Слепович Е.С.

Представленные работы помогли обозначить предпосылки и тенденции современного развития психологии, что особенно важно при изучении истории психологии.

Работу секции «Социальная психология» начала старший преподаватель кафедры психологии и педагогики Е.В. Воронко с докладом "Особенности проведения социально-психологического эксперимента".

Эксперимент в социальной психологии − это специально организованная (в естественных или искусственных условиях) процедура, направленная на установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, хотя бы одно из которых относится к категории социально-психологических (процессов, состояний или свойств). Специфическими признаками социально-психологического эксперимента являются искусственное моделирование изучаемых социально-психологических явлений или жесткий контроль естественных условий исследования, т.е. создание экспериментальной ситуации; активное воздействие исследователя на изучаемые явления, так называемое варьирование переменных; измерение ответных форм поведения личности или группы (испытуемых) на это воздействие.

Изучая социальную психологию, студенты 3 курса МПФ определили для себя значимые социально-психологические явления и попробовали провести социально-психологический эксперимент. Результаты этих изысканий они представили в виде презентаций. Сергейчик Екатерина и Гринкевич Надежда изучали влияние нашего внешнего вида на стоимость предлагаемых лекарств. Шершунович Дарья и Коховец Ирина выясняли степень распространённости предрассудков у студентов и школьников. Савко Евгений попытался определить наиболее эффективную униформу для контроля социального поведения. Сыроежко Станислав и Цвирко Вероника изучали, насколько предвзятым является отношение к разным субкультурам у гродненцев. Дрозд Руслан проверял честность, добропорядочность и бдительность населения г. Гродно. Михеева Мария и Шарамкова Янина изучали особенности социализации у детей дошкольного возраста, воспитанников Гродненского детского дома смешанного типа.

Дистанционное участие в семинаре: Крюк Ольга и Хлюпина Валерия выясняли эффективность некоторых приёмов выражения просьбы, Калач Анастасия изучала реакцию людей на вторжение в личное пространство.

Семинар, посвящённый методам исследования в психологии, дал студентам возможность проявить себя в научно-исследовательской деятельности, развить навыки публичного выступления, расширить кругозор.

С презентациями можно ознакомиться на сайте http://www.grsmu.by/ru/university/structure/chairs/kafedry_40/konf/naych_practik_seminar/