Научно - практический семинар "Культурно историческая теория Льва Семёновича Выготского: творческое и научное наследие"

Сотрудники кафедры психологии и педагогики 29 мая 2014 года провели семинар, посвящённый творческому наследию великого психолога Л.С. Выготского, который прошёл в Гродненском Государственном медицинском университете. В работе семинара приняло участие около 60 студентов 1 - 4 курсов медико-психологического факультета.

Участников семинара поприветствовала декан медико-психологического факультета, доктор медицинских наук, профессор Т.М. Шамова. Рассказала, что в теоретических и экспериментальных исследованиях Л.С. Выготского проблемы дефектологии всегда занимали большое место. Л.С. Выготский внес важнейший вклад в создание научных основ дефектологии. Его экспериментальные и теоретические исследования, проведенные в области аномального детства, остаются основополагающими для продуктивной разработки проблем дефектологии.

Заведующая кафедрой психологии и педагогики С.Л. Дудук говорила о том, что заложенный Л.С. Выготским возрастно-психологический фундамент педагогического процесса и системы образования является всеобщим, так как не ограничен пределами конкретной культуры, страны. Образовательные инновации, основанные на ряде идей Л.С. Выготского, разработаны и применяются в России, в Беларуси, в Болгарии, во Вьетнаме, в Германии, в Украине. Наиболее известной и широко распространенной на Западе образовательной инновацией, основанной на принципах, почерпнутых у Л.С. Выготского, является программа начального образования, получившая название Kamehameha Elementary Education Program (KEEP). Также Светлана Леонидовна подчеркнула связь идей Л.С. Выготского с различными психологическими науками: возрастной психологией, дифференциальной психологией, педагогической психологией.

Преподаватель кафедры психологии и педагогики Л.Э. Кевляк – Домбровская рассказала о биографии, семье, педагогической деятельности Л.С. Выготского. Интересно, что родился Лев Семёнович в многодетной (восемь братьев и сестёр) семье. Отец, банковский служащий, через год после рождения Льва перевёз родных в Гомель, где основал публичную библиотеку. Из семьи Выгодских (изначальное написание фамилии) вышли известные филологи, двоюродный брат психолога — Давид Выгодский был одним из видных представителей «русского формализма». В 1914 г. Лев поступил в Московский университет на медицинский факультет, с которого позже перешёл на юридический; одновременно он учился на историко-филологическом факультете Народного университета имени А. Л. Шанявского. В студенческие годы публиковал рецензии на книги писателей-символистов — А. Белого, В. И. Иванова, Д. С. Мережковского. Тогда же написал свою первую большую работу «Трагедия о Гамлете Датском У. Шекспира». В 1917 г. вернулся в Гомель; принимал активное участие в создании школы нового типа, начал вести исследования в организованном им психологическом кабинете при педагогическом техникуме. Стал делегатом II Всероссийского съезда по психоневрологии в Петрограде (1924 г.), где рассказал о применённых им рефлексологических методиках при изучении механизмов сознания. После выступления на съезде Л.С. Выготского, по настоянию известного психолога А. Р. Лурия, пригласил на работу директор Московского института экспериментальной психологии Н. К. Корнилов. Через два года под руководством Л.С. Выготского был создан экспериментальный дефектологический институт и таким образом заложены основы дефектологии в СССР. В 1926 г. вышла «Педагогическая психология» Л.С. Выготского, защищающая индивидуальность ребёнка. С 1927 г. учёный публиковал статьи, анализирующие направления мировой психологии, и при этом разрабатывал новую психологическую концепцию, получившую название культурно-исторической. Труд «История развития высших психических функций» (1930 −1931 г.) был опубликован только в 1960 г. Последняя монография Л.С. Выготского «Мышление и речь» (1936 г.) посвящена проблемам структуры сознания.

Преподаватель кафедры психологии и педагогики Ю.Л. Кузмицкая рассказала о научной деятельности Л. С. Выготского. Вся научная деятельность Льва Семёновича была ориентирована то, чтобы психология смогла перейти "от чисто описательного, эмпирического и феноменологического исследования явлений к раскрытию их сущности". Он ввел новый − экспериментально-генетический способ исследования психических явлений. Юлия Леонидовна рассказала и о «Школе Выготского». Это направление в отечественной психологии и педагогике, созданное Выготским, возникло в сер. 20-х гг. в институте экспериментальной психологии, где помимо Л.С. Выготского работали несколько ведущих представителей школы (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), как «культурно-историческая школа». В этот период основным направлением деятельности школы была разработка вопросов влияния социокультурных процессов на развитие психики (памяти, внимания, восприятия, мышления и т.д.). В 30-х гг. «Школа Выготского» разделяется на две группы − Московскую, базировавшуюся в Экспериментальном дефектологическом институте − Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.А. Эльконин, Л.А. Божович и др.; и Харьковскую − на базе Украинского психоневрологического института − А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, П.И. Зинченко и др. Основной предмет исследования школы Выготского − развитие детской психики, проблемы социализации, воспитания, а также психологии художественного творчества. Также Юлия Леонидовна обратила внимание на «Круг Выготского» − системе неформальных личных связей учёных, объединённых Л.С. Выготским и А.Р. Лурией. «Круг Выготского» создавался по принципу групповой динамики, при котором образуется группа единомышленников для решения общих проблем и принятия коллективных решений. Конструктивный диалог между участниками влияет на формирование конкретных суждений и системы знаний. В группу входили психологи, педагоги, психиатры, физиологи и неврологи преимущественно из Москвы, Ленинграда, Харькова. Участниками круга на его периферии были также и кинорежиссёр С.М. Эйзенштейн и немецко-американские психологи К. Левин и К. Коффка. В разное время «круг» включал в себя более 40 научных, медицинских и партийно-административных работников, а также деятелей образования и культуры. Юлия Леонидовна подчеркнула роль идей Л.С. Выготского в развитии дефектологии. Главный тезис современной дефектологии, сформулированный Л.С. Выготским, гласит: ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитый, чем его нормальные сверстники, но иначе развитый. Также Л.С. Выготский сформулировал один из принципов современной нейропсихологии: принцип системной организации высших психических функций. Совместно с А.Р. Лурией они описали теорию системной динамической локализации высших психических функций.Юлия Леонидовна обозначила взгляд Л.С. Выготского на искусство. Долгое время искусство трактовали в контексте теории заражения, что означает: искусство должно заразить человека переживаниями, передать грусть, тоску, радость. Однако, Л.С. Выготский считал, что «если бы у искусства была одна только задача – заразить человека авторской грустью, то это было бы грустно для самого искусства». Лев Семёнович видит функцию искусства в претворении личностного начала в природе человека, искусство должно выступать средством самопознания личности. Сама по себе психология может быть рассмотрена как искусство, т.к. психология – это система или набор знаков, которые посредством интериоризации могут быть усвоены и тем самым может быть сформировано личностное начало в природе человека.

Студенты 3 курса 4 группы  медико-психологического факультета А. Кузьмич, О. Конопацкий и студентка 2 курса 4 группы Д. Кузнецова представили творческую работу: диалог об эгоцентрической речи между Л.С. Выготским и Ж. Пиаже. В 30-ые годы 20-го века у учёных не было возможности пообщаться лично, поэтому Л.С. Выготский написал письмо Ж. Пиаже, где подверг критике утверждение Ж. Пиаже о функциональной бесполезности эгоцентрической речи ребёнка. Ж. Пиаже прочитал это письмо только после смерти Л.С. Выготского и был очень огорчён тем, что эту работу, содержащую много интересных мыслей, они не смогли обсудить лично и детально. Студенты МПФ предложили реконструкцию возможного диалога между этими учёными.

Студенты 3 курса 4 группы медико-психологического факультета А. Маркевич и Э. Синкявичюте предложили презентацию «Ключ к психологии Л.С. Выготского». В этой работе студентки рассматривают уникальный документ – блокнот Л.С. Выготского, датируемый 1926 г. Блокнот хранится в семейном архиве Л.С. Выготского и представляет собой записную книжку, содержащую 23 листа текста размером 17×20 см. Нумерация страниц отсутствует. Состоит блокнот из нескольких временных слоев, изобилует сокращениями, около трети текста написано крайне неразборчиво. Начатый во время пребывания в больнице «Захарьино», где Л.С. Выготский провел полгода в связи с обострением туберкулеза, и законченный уже после выписки из нее, блокнот проливает свет на один из труднейших для интерпретации моментов в развитии концепции Л.С. Выготского – период становления культурно-исторической психологии в собственном смысле слова. Он содержит самые ранние (из известных на сегодняшний день) тезисы теории знакового опосредствования, заметки, посвященные проблеме сознания и психофизической проблеме, а также отрывочные записи личного характера, столь редко встречающиеся у Л.С. Выготского.

Преподаватель кафедры психологии и педагогики Л.Э. Кевляк– Домбровская представила выставку-экспозицию научных и творческих работ Л.С. Выготского, подготовленную сотрудниками библиотеки УО «ГрГМУ» Л.Г. Тодрик и Н.Н. Бальцевич.

Семинар, посвящённый творческому наследию великого психолога Л.С. Выготского, дал студентам возможность проявить себя в научно-исследовательской деятельности, развить навыки публичного выступления, расширить кругозор.

С подробной информацией можно ознакомиться на кафедре психологии и педагогики (каб. 413)